Войти в почту

Пьер Лакотт был "искателем жемчуга", открыв для нас богатство старинных балетов. Памяти хореографа

Великий балетмейстер Пьер Лакотт ушел из жизни 10 апреля. Он занимался как современными балетами, так и реставрацией исторических постановок. Пьер был директором балета Монте-Карло, преподавал балетный класс по всей Франции и много сотрудничал с театрами России.

Пьер Лакотт был "искателем жемчуга", открыв для нас богатство старинных балетов. Памяти хореографа
© Российская Газета

Его второй матерью, как Пьер сам говорил, была Любовь Егорова - звезда Мариинского театра и Дягилевских сезонов. Она воспитала таких великих танцовщиков, как Ролан Пети, Морис Бежар, Александра Данилова и, конечно, Пьер Лакотт.

Вопреки всеобщему мнению, у Матильды Кшесинской танцовщик уроков не брал, но знал ее лично, жил по соседству в квартале Отой и часто встречал ее на улице, в театре, в метро. "Маленькая женщина, несколько нервозная, подвижная, с очень живыми глазами", - так отзывался о ней Лакотт.

Но также хореограф учился у Карлотты Замбели из миланского театра "Ла Скала" и Гюстава Рико - "чистый продукт французской школы", как говорил сам Лакотт. Впитав в себя балетные традиции трех школ, Пьер стал звездой Парижской оперы в возрасте 19 лет. Спустя недолгое время Пьер начал увлекаться постановками современных балетов.

С труппы "Балет Эйфелевой башни", выступавшей в Театре Елисейских Полей, начался новый этап в жизни хореографа. Среди его постановок - "Ночь-волшебница" и "Парижский мальчишка" на музыку Шарля Азнавура. В 1963-1968 годах Пьер был худруком "Национального балета французской музыкальной молодежи", где хореограф поставил "Простую симфонию" (на музыку Бриттена), "Гамлета" (на музыку Уолтона), "Будущие страсти" (на музыку Лютославского) и другие. Здесь же Пьер познакомился с яркой танцовщицей Гилен Тесмар, которая впоследствии стала его супругой.

О своих первых уроках у Любови Егоровой Пьер вспоминал: "Мы чувствовали особое отношение: наставница щедро отдавала нам все, что знала, она научила меня русскому репертуару. У нее была исключительная память и большой талант. А партнеры! Она работала с Петипа, выступала с Христианом Иогансоном - последним, кто танцевал с первой романтической балериной Марией Тальони".

Изучение творческого пути Марии Тальони стало отправной точкой Пьера как ведущего реставратора балетной классики. Визитная карточка Тальони - балет "Сильфида" 1832 года, поставленный ее отцом - был реконструирован в 1971 году Лакоттом. Известно, что на пуанты вставала только сама Мария, и эта особенность обыгрывалась в кордебалетных массовых номерах. Пьер же, решил поднять весь женский состав на пуанты. Но несмотря на такие детали, балет произвел фурор в мире искусства и вернул моду на старинный репертуар. В те годы, когда балет, особенно французский, был в поиске языка современной хореографии, Пьер обращался к истории.

Время как морская волна - смывает и песок, и драгоценности. Пьер стал "искателем жемчуга", открыв для нас богатство старинных балетов. Так, Пьер восстановил "Натали, или Швейцарскую молочницу" - еще один забытый шедевр Филиппа Тальони, отца Марии - специально для Екатерины Максимовой.

В "балетной археологии" важное место занял танцовщик Мариинского театра Владимир Степанов, который придумал способ записи на бумаге всех движений до мельчайших деталей, назвав это "хореографической партитурой". Благодаря таким рукописям были зафиксированы балеты Мариуса Петипа. Правда судьба записей была непростой - после революции они были вывезены из России и, в конце концов, попали в Гарвардскую библиотеку. Так, силами Лакотта был реконструирован первый балет Петипа "Дочь фараона" 1862-го года на музыку Цезаря Пуни. В рукописях записаны положения ног, но не рук. Несмотря на фиксацию на бумаге, эти записи предполагались для тех, кто видел этот балет. Поэтому реконструкция была сложной. Как говорил сам Лакотт: "Его балеты - в репертуаре Оперá, как и всех европейских театров. Его талант, знания, культура навсегда объединили наши страны. Сегодня без наследия Петипа невозможно представить себе искусство классического балета". Мировая премьера редакции Лакотта состоялась в 2000 году в Большом. Из других работ Петипа - балет "Пахита" Жозефа Мазилье и Мариуса Петипа. А для Большого театра была создана специальная редакция реконструированного Лакоттом "Марко Спада" в 2013 году. Капитальное возобновление балета Большой театр представит в июне 2023 года.

Другой масштабной работой Лакотта была "Ундина" - балет того же Пуни с хореографией Жюля Перро 1851-го года. По приезду в Санкт-Петербург Лакотт ознакомился с петербургской версией балета, свел ее с лондонской версией и создал один балет, который был поставлен в 2006 году в Мариинском театре.

Среди других балетов для российских театров в 1980 году была поставлена "Сильфида" Жана-Мадлена Шнейцгоффера с хореографией того же Тальони для Новосибирского театра. Россию Лакотт очень любил и всегда с большой радостью приезжал сюда с новыми интересными постановками.

"Любовь Егорова когда-то давно сказала мне: я научу тебя настоящему классическому танцу, который ты должен будешь сохранять. С тех пор я выполняю свое обещание. Но мне нравится создавать и современные балеты тоже. Например, три года назад я сделал с Мишелем Леграном "Три мушкетера". Это было здорово, и, надеюсь, в один день я смогу показать его и русской публике. Когда ты талантлив, можешь выражаться в чем угодно. Но главное - не разрушать прошлое. Можно построить любой дом, но не надо разрушать фундамент. И я очень горд, что могу научить молодое поколение уважать и ценить то, что ушло", - делился мыслями Лакотт в 2013 году.

Лакотт работал до самого последнего времени, у него было много планов. Последней работой стал балет "Красное и черное" по роману Стендаля, поставленный в 2021 году. Мэтру тогда было 89 лет.

Балетмейстер открыл зрителю потерянную страницу исторических балетов, раскрыв их потенциал и воссоздав традиции великих хореографов былых времен. Вместе с этим Лакотт подарил миру множество современных балетов, которые по сей день идут в театрах Франции и других стран.