Как возродить имя забытого рязанского поэта?

Я думал: гений и поэт - Синонимы? и был в надежде, Что славой он покроет свет, Что на святой Руси он будет Виднее солнца самого, И мир, конечно, не забудет Меня, как спутника его. — Яков Полонский, 1861 Праздничные мероприятия, подготовленные разными учреждениями культуры в связи с юбилеем писателя, вызвали большой интерес и в то же время показали, что имя земляка почти незнакомо широкой аудитории, а самые известные его произведения, звучащие со сцены и использованные в фильмах, никак не связываются с именем автора. Подобное положение дел никак не устраивало Надежду Выропаеву и Веру Буковскую — сотрудников Рязанской областной научной библиотеки имени Горького. И они, как глубокие поклонники творчества Полонского, и просто неравнодушные к своему культурному прошлому граждане, решили изменить ситуацию. И создали проект "Детское прочтение Якова Полонского" , молва о котором быстро разлетелась по заголовкам местных газет. Мы спросили у Надежды и Веры, как они получили грант Президентского фонда культурных инициатив на возрождение имени забытого поэта, и почему в проекте обратились именно к детям? Чем интересна личность Полонского? — Яков Петрович Полонский – уроженец Рязани. В юношестве поступил в Московский университет. Некоторое время работал в Одессе. Потом переехал в Петербург, где и провел большую часть своей жизни. Но, тем не менее, в какой бы географической точке мира Полонский не находился, он всегда помнил о Рязанщине, о своем доме, о своей Родине. Он даже попросил похоронить его на родной земле, чтобы остаться рядом с домом, рядом с родителями навсегда: его, действительно, похоронили в Рязани, на территории Спасского монастыря в Кремле. И, конечно, подобные примеры искреннего и неподкупного патриотизма полезны в качестве образца для молодежи. Кроме истинного патриота, Полонский был прекрасным публицистом. Активно выступал против критики церкви Львом Толстым. Эта грань его личности, безусловно, будет интересна для изучения. Молодым студентам, например. — Полонский писал очерки по этнографии, географии. У него много путевых заметок о поездках на Кавказ: Яков Петрович был почетным членом Кавказского отделения географического общества. Но главное в творчестве Якова Полонского — это, конечно, его проза. Как бы ее ни оценивали, но для нас она очень важна. В ней очень много отсылок к его собственной жизни, и, что важнее, жизни Рязанщины того времени. Его юношеские воспоминания подробно рассказывают о том, какой была Рязань в те годы, какое образование в ней могли получить молодые люди. Есть даже информация о том, когда до Рязани дошла традиция ставить новогоднюю Елку: только к 60-м годам 19-го века! Рязанцы, интересующиеся историей своего края, найдут много интересного в литературе Полонского. Как пришла идея проекта? — Есенин стал абсолютным брендом Рязанской области. В этом мы убедились, готовясь к празднованию двухсотлетия Якова Петровича. Люди просто не знают имени Полонского, не знают его творчества. Поэт Рязани — Есенин. Все остальные — в небытии. До сих пор со сцены и с экранов звучат стихи Якова Полонского, наложенные на музыку. Но назвать автора этих произведений никто не сможет. Стало обидно от подобной несправедливости. И захотелось восполнить этот пробел в просвещении жителей Рязанской земли и всех россиян, интересующихся поэзией. На юбилейных мероприятиях, приуроченных к двухсотлетию поэта, Вера и Надежда проводили очень показательный эксперимент: они включали людям стихи Полонского, наложенные на музыку, и предлагали им назвать автора этих строк. Прежде всего давали послушать известнейший романс "Песня цыганки". Музыку узнали практически все. Автора строк — никто. На слова Якова Петровича, кстати, писали музыку такие гении, как Рахманинов, Чайковский и Рубинштейн. Еще обиднее становится от осознания того факта, что Полонский и при жизни был сразу отодвинут на второй план литературными мастодонтами того времени: прежде всего, конечно, Пушкиным и Лермонтовым. И в 20 веке, уже после смерти, его имя вытесняли другие поэты. Не повлияло на подобное несправедливое положение дел даже вмешательство Блока. Он был против причисления Полонского к поэтам "второго разряда", подражал ему и всячески пропагандировал в творческой "тусовке". Но все тщетно: в 1919 году не удосужились даже отметить 100-летний юбилей поэта! Учитывая все это, Надежда и Вера сочли своим долгом реабилитировать незаслуженно забытое имя земляка. Почему целевой аудиторией вашего проекта выбрали детей? Перечитывая стихи Якова Полонского, я понимаю, что темы, к которым он обращается, нельзя назвать детскими. Он размышляет о любви, искусстве, предназначении поэта. О Родине. О тех вопросах, которые явно не волнуют младые умы. В наше время уж точно. Так почему же дети? — Мы обращаемся к молодежи не просто так. Дело в том, что взрослые, чаще всего, закрыты ко всему новому. В силу разных причин запирают дверь в свое сердце. А даже если и открывают для себя что-то новое, то обязательно пропускают это через свой внутренний фильтр жизненного опыта, предрассудков и страхов. Дети же готовы впитывать в себя любую информацию, как губка. Именно впитывать, оставляя ее на подкорке головного мозга. Этого мы и добиваемся: если ребенком хотя бы одно стихотворение Полонского будет прочитано, "переварено", и к нему подготовлен рисунок, то он обязательно запомнит этот опыт и понесет его по жизни дальше. И фамилия Полонский для новых поколений уже не будет чем-то неизвестным. Фото из социальных сетей проекта. Проект "Детское прочтение Полонского" предполагает издание сборника, в который войдут те самые рисунки к стихам Якова Петровича, нарисованные детьми. И ребенка, в отличии от взрослого, значительно проще замотивировать тем фактом, что его работа будет напечатана в книге. И подобный литературный опыт отпечатается в их юных сердцах гораздо ярче. В чем суть проекта? С заранее отобранной группой детей волонтеры проекта проходят образовательный курс: о жизни и творчестве Полонского отдельно, и о литературе 19-го века в целом. Это не нудные лекции, которые дети не запомнят, а продуманные мероприятия, предполагающие обратную связь от ребят. Например, пешеходные экскурсии по "старой" Рязани по местам Полонского и экспозиция "Полонский в иллюстрациях художников" в библиотеке им. Горького. Кроме того, для детей организованы презентации с интерактивом и короткими роликами. Все для того, чтобы, что называется, погрузить аудиторию в тему. Когда исторический экскурс пройден, детям было предложено выбрать стихотворение Полонского, проанализировать его, и подготовить к нему иллюстрацию. А из получившихся рисунков уже будет сделан итоговый сборник проекта. — Слух о нашем проекте дошел аж до Кораблинского района Рязанской области — это в 80 километрах от нас. И ребята из Кораблинской школы искусств захотели принять участие. Мы не смогли им отказать. Подготовили все материалы для дистанционного изучения. Даже виртуальную экскурсию по местам Полонского в Рязани сделали! Почему решили обратиться в Президентский фонд культурных инициатив? — До гранта у нас был создан "пилотный" проект по творчеству Полонского, но работали мы с очень маленькой группой. Желание масштабировать проект очень удачно совпало с объявлением ПФКИ первого грантового конкурса. Прочитали условия, поняли, что проходим — и подали. Были сложности в работе с заявкой? — У нас уже был опыт работы с грантовыми заявками: мы участвовали в конкурсах ФПГ. К тому же, фонд подготовил отличные справочные материалы и рекомендации, внимательно вычитав которые, становится все понятно. А оставшиеся вопросы мы задали в прямом эфире на вебинаре фонда. Учитывая эти все факторы, сложностей возникнуть просто не могло. Фото из социальных сетей проекта. Что эксперты хотят видеть в грантовой заявке? — Как нам кажется, эксперты хотят видеть проектное решение какой-либо социально-значимой проблемы. Не просто, что заявитель подается ради получения денег и улучшения своей материально-технической базы. А то, что проект принесет реальную пользу людям. Доказать наличие этой самой пользы экспертам и является вашей задачей. Как понять, что ваш проект востребован? — Перед подачей заявки в фонд мы собирали фокус-группу, и представляли им свой проект. Смотрели на их реакцию. Спрашивали у них плюсы и минусы проекта. Насколько он им нужен. После получения положительного "фидбека" мы окончательно убедились в том, что надо делать. И сделали. "Фокус-группа" — идеальный вариант для того, чтобы понять, есть ли запрос у аудитории на твой проект, или своей великолепной идеей озабочен только ты один. Вариант попроще — провести опрос в социальных сетях. Но ценность и объективность такой аргументации актуальности будет ниже. Что помогло вашей заявке победить с первого раза? Зачем нужен еще один рязанский поэт, если есть Сергей Есенин? Для чего вспоминать еще кого-то, если хватает "последнего поэта деревни"? Протоптанной дорожкой есенинской лирики ходят все. Но Надежда с Верой решили пойти другим путем. Эта уникальность и привела их к успеху: — Подобного проекта не было на территории Рязанской области. Да и во всей России вряд ли найдется кто-то, кто всерьез задумается возродить имя Полонского. Изредка выходят издания стихов Якова Петровича, но они очень малодоступны. Наш проект позволит распространить книги по образовательным учреждениям. По семьям участников проекта. Мне кажется, что подобное новаторство обеспечило нам успех. Ну и, конечно же, в грантовом конкурсе не победить без искренней надежды и веры в свой проект. С этим пунктом у Надежды и Веры проблем не возникло. Фото из социальных сетей проекта. Как совмещаете работу над проектом и свои основные обязанности? — Основную работу выполняем все 8 часов добросовестно. Если времени не остается, то выделяем выходные и отпуска. Нужно рассчитывать на то, что проект будет забирать большую часть свободного времени. А главное: ты сам должен быть готов отдавать это время для достижения результата. А если, не дай Бог, возникают непредвиденные обстоятельства по проекту, то об отдыхе можно забыть. А много возникало "непредвиденных обстоятельств"? — Основное — пандемия. Мы только выиграли грант, приступили к реализации, как ввели новые ограничения. Пришлось быстро перестраиваться. Частично переносить проект на "дистанционные рельсы". Довольны ли тем, что получается? Сейчас результаты проекта такие: в группе занимаются 82 ребенка. Уже готово 98 рисунков для будущего сборника. Планируется напечатать 300 экземпляров. Презентация книги состоялась в октябре 2022 на площадке Рязанской областной библиотеки, затем ее покажут на фестивале "Читающий мир", ну а после организуют выездную презентацию в Кораблинский район. Сейчас Надежда с Верой решают последние вопросы с типографией, а довольные участники ждут, когда выйдет сборник. — Конечно, довольны, – скромно говорит Надежда. – Главное, все довести до конца, а потом уже хвастаться результатами. И это верно! Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь… Планируете ли еще участвовать в конкурсах фонда? — Да. И мы хотели бы продолжить работу именно с детской аудиторией. Потому что, как мы уже сказали, дети – главный проводник знаний. Есть идея составить путеводитель по местам Полонского и распространить его по образовательным учреждениям. Ну и, конечно, начать набирать новые группы в проект. Но это только планы, до этого еще далеко… 5 советов будущим грантополучателям. 1. Используйте все возможности, которые предоставляет фонд: очень часто проводятся различные вебинары, на которых вы можете задать все интересующие вопросы. 2. Внимательно изучите требования фонда, в который собираетесь подавать заявку. 3. Продумайте актуальность своей темы. Действительно ли она будет интересна аудитории? 4. Перед подачей заявки на грант соберите фокус-группу. Презентуйте ей "пилотный" проект. Эксперты по достоинству оценят такой "взрослый" подход к обоснованию актуальности. 5. Для достижения результата вы обязаны очень хорошо разбираться в той теме, которую предлагаете для заявки. Вы должны, в общем-то, жить этой темой. Фото из социальных сетей проекта.

Как возродить имя забытого рязанского поэта?
© Ревизор.ru