Ильдар Хайруллин: Флагманский центр, который заработает у нас, поможет вывести экстренную помощь пациентам на качественно новый уровень
У административного корпуса Первой Градской в назначенный мне час царило необычное для больницы оживление. Запрокинув головы и глядя вверх, десятка три человек вели бурное обсуждение. "Что случилось?" - невольно притормозила я возле собравшихся. "Экскурсия у нас, участников "Московского долголетия", - сообщила одна из участниц собрания. - Больнице больше двухсот лет, есть на что посмотреть".
История у Пироговки, как еще называют москвичи эту клинику, и правда славная. Не могли не вспомнить ее и мы с Ильдаром Хайруллиным, новым главным врачом городской клинической больницы N1 имени Н.И. Пирогова, который занял этот пост чуть более полугода назад и дал свое первое интервью в новой должности "Российской газете".
Как Пирогов, я из хирургов
Ильдар Индусович, последние пять лет в роли генерального директора Московского медицинского кластера в Сколково вы занимались, так сказать, созданием медицины будущего. И вдруг возглавили Первую Градскую, летом отметившую 220-летие. С каким чувством вступили на ее территорию?
Ильдар Хайруллин: С трепетом, конечно. Как было не вспомнить, например, о том, что начиналась больница с завещания князя Дмитрия Михайловича Голицына. Все свои деньги и имущество он оставил на ее постройку в память о рано умершей жене - ей было всего 40 лет. Братья выполнили последнюю волю князя, попросили у Екатерины II разрешения построить лечебницу - в своем поместье, на окраине Москвы. В ответ императрица издала указ: "построить больницу на вечные времена". Так в 1802 году открылась Голицынская больница. Позднее, в 1833-м, уже город на свои деньги рядом построил Первую городскую больницу, а позже к ней добавилась и построенная в 1866-м Вторая городская. Вот на основе всех трех в XX веке и родилась Первая Градская больница в ее нынешнем виде.
Теперь и вам предстоит вписать строку в ее историю...
Ильдар Хайруллин: Да, входя в свой кабинет, каждый день вижу подлинные свидетельства самых разных времен этой истории. Вот, например, книга о поступлении средств на содержание больницы в 1805-1807 годах от государственных, коммерческих организаций и частных лиц с подписью князя Александра Голицына... Адреса с поздравлениями врачей от коллег, присланные в 1902 году к 100-летию больницы...Операционный журнал 1937 года с протоколом операции, проведенной профессором Спасокукоцким... Еще один журнал, уже 1945-го, - в нем протокол операции заполнен рукой профессора Бакулева...
Эти реликвии лежат на рабочем столе профессора Бакулева, до которого от моего стола - рукой подать. Многое чего интересного хранится и в архивах. Планируем сделать здесь музейную комнату. Как главный врач я чувствую свою ответственность не только перед теми, кто работал в Первой Градской до меня, но и перед теми, кто придет после. Ведь мы - лишь маленькое звено в цепи поколений, но и это звено не должно быть слабым.
Вы потомственный врач, Ильдар Индусович?
Ильдар Хайруллин: Да, мама была гинекологом, заведующей отделением, папа - невропатолог, работал главным врачом в Татарстане. Своим примером они убедили меня, что есть профессия людям помогать. Это как раз о врачах. Так в нашей семье считают - младшая сестра у меня тоже окончила мединститут, да и дочери мои пошли тем же путем. Глядишь, со временем и младший семилетний сынишка вольется в наше сообщество.
Не жаль, что со временем у вас на первый план вышла не лечебная, а административная работа?
Ильдар Хайруллин: Да, порой во мне борются руководитель и врач, который взял бы и все сделал, как считаю правильным. Но понимаю: если начну за всех принимать решения, это грозит синдромом выученной беспомощности. Сотрудники будут рассчитывать, что главврач примет все решения за них. Поэтому стараюсь сформировать у них культуру принятия самостоятельных обоснованных решений. Помогает мне в этом знаменитая фраза Николая Ивановича Пирогова: хороший хирург спасает одного пациента, а хороший организатор - тысячи жизней. Это стало моим девизом, я ведь тоже, как и Пирогов, из хирургов.
Хороший хирург спасает одного пациента, а хороший организатор - тысячи жизней. Это стало моим девизом, я ведь тоже, как и Пирогов, из хирургов
Имея дело с зарубежными клиниками в Сколково, вы как-то заметили, что их главное отличие от наших состоит в том, что там во главе стоят управленцы, а у нас практикующие врачи, у которых нет ни желания, ни мотивации, ни образования заниматься административными вопросами...
Ильдар Хайруллин: Ситуация заметно меняется. И в нашей медицине все больше людей, которые понимают, что мало уметь справляться с патологическими процессами в организме больного, нужно воспринимать как единый организм всю организацию и уметь выявлять патологические процессы и в ней. В Москве очень многое делается для развития управленческих компетенций. Мощно работают над этим кадровый центр департамента здравоохранения, Московский государственный университет управления - обучают целые команды многих клиник. И это, безусловно, сказывается на повышении уровня городского здравоохранения.
Ваш личный опыт управленца - это прежде всего Сколково?
Ильдар Хайруллин: Гендиректором Международного медицинского кластера я работал последние пять лет, а до этого с 2007 года был главным врачом. Две больницы возглавлял в Набережных Челнах, потом республиканский онкодиспансер в Казани, эта больница четвертая по счету. Когда я только стал главным врачом, очень быстро понял, что управление требует специфических знаний и навыков. Пошел учиться в Высшую школу международного бизнеса, а затем в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС окончил программу Делового администрирования. Управлению учусь все время, в том числе и сейчас, в том же МШУ Сколково. Моя задача на новом месте как руководителя - организовать работу медперсонала так, чтобы в итоге стало лучше и пациентам, и сотрудникам больницы.
Формируем команду единомышленников
Ваше впечатление от новых коллег?
Ильдар Хайруллин: Хороший, профессиональный коллектив. Работоспособные люди, нацеленные на развитие вековых традиций, заложенных основателями Первой Градской и нашими великими предшественниками, ставшими первопроходцами во многих областях медицины. Но для того, чтобы этот потенциал реализовать в полной мере и идти дальше, нам предстоит многому научиться, выстроить работу таким образом, чтобы быть в тренде тех больших изменений, которые происходят в московском здравоохранении.
Региональный сосудистый центр, Городской флебологический центр, Центр хирургии грыж, травматология, офтальмология, ревматология, урология, челюстно-лицевая хирургия - эти флагманские направления Первой Градской больницы мы будем планомерно развивать.
С этого здания Голицынской больницы, построенного по проекту Матвея Казакова, начиналась Первая Градская. Фото: Александр Корольков
Любые новшества, даже самые благие, часто наталкиваются на сопротивление коллектива. Вы чувствуете его?
Ильдар Хайруллин: Пока работаем в основном над планами, мыслями, идеями, высказанными самими сотрудниками больницы. Недопонимание возникает в основном на стыке разных служб, подразделений - клиника-то огромная, только врачей 800, а всего работающих порядка 2,5 тысячи. Чтобы понять, что и как делать, главное сейчас - систематизировать подход. Улучшать, конечно же, есть что.
В Первой Градской работают семь кафедр московских медицинских вузов. Есть польза от них?
Ильдар Хайруллин: Безусловно. Наша больница для них образовательная база, многие ординаторы потом приходят к нам на работу. Наши врачи, в свою очередь, преподают в этих вузах, что для практики тоже полезно. Знаете поговорку: если хочешь разобраться в предмете, начни его преподавать. Мы провели анализ научных работ и выяснили, по каким направлениям и над какими темами работают наши сотрудники. Поищем возможности для дополнительного финансирования и грантовой поддержки тех проектов, которые способны принести больнице реальную пользу.
Вы, говорят, начали встречаться также с молодыми врачами...
Ильдар Хайруллин: Да, встречаемся один раз в два месяца в большом зале. У нас же молодых - процентов 40, а работа с молодежью - это работа с будущим. Лично я очень горд тем, что семь молодых врачей, которых я когда-то воспитал, стали уже главврачами крупных клиник. Тех, кто был до нас, мы любим, уважаем, ценим. В то же время надо формировать руководителей, которые займут наше место в цепочке поколений. На встречах обсуждаем, что и как улучшить в нашей работе, фильтруем предложения, выбираем самые востребованные.
Удалось что-то реализовать?
Ильдар Хайруллин: Работаем над двумя проектами. Один из них касается подготовки больных к эндоскопическим исследованиям - которые находятся у нас на лечении и амбулаторных пациентов. Наша молодежь предложила ввести особую диету в процессе подготовки к исследованию, а также более тщательно относиться и к медицинской подготовке. Пищеблок уже работает над этим, посмотрим, что получится.
Кого вы на эти встречи приглашаете, не по возрасту же?
Ильдар Хайруллин: Нет, конечно. Я пришел в больницу в октябре, а 1 декабря мы запустили свой телеграм-канал, называется "Первоградцы". Очень хотелось, чтобы наши решения доходили до всех как можно быстрее, и не по слухам, а из первых рук. Вот и на встречу с молодыми приглашаю всех желающих по этому телеграм-каналу.
При вас в больнице появился общественный совет. Это что - продолжение традиций попечительского совета князей Голицыных?
Ильдар Хайруллин: Система пациентоцентичности, которая должна быть в основе работы любой медицинской организации, предполагает слышать голос пациента. Для этого мало анализировать только поток жалоб и обращений. Нужно некое представительство пациентских сообществ, авторитетных медийных личностей, которые не только критикуют, но и могут выслушать нас. Такой площадкой для диалога я и вижу общественный совет. Первое заседание уже провели, план на год сформировали. Будем ежеквартально собираться.
У нас действует система индикаторов, которая постоянно позволяет сравнивать нашу больницу не только с другими клиниками в Москве, но и с лучшими клиниками мира
С чего решили начать?
Ильдар Хайруллин: С амбулаторной помощи пациентам. Поговорим о том, что нужно сделать, чтобы у всех, кто приходит в нашу поликлинику, клинико-диагностический центр, межокружной ревматологический центр, путь был максимально гладким и безбарьерным.
Работаем для всех
Принцип, заложенный в основу Голицынской больницы: "Все бедные, неимущие обоего пола люди, принимаемые лечены будут безденежно, кроме достаток имущих", - в наши дни соблюдается?
Ильдар Хайруллин: У нас бюджетное государственное учреждение. Работаем по ОМС. Ежедневно в приемное отделение в среднем обращаются около 400 человек, вчера было воскресенье, обратилось 197. Кому-то оказали помощь, и они ушли домой, а кого-то, если нужно, госпитализируем. Доработки требует взаимодействие с поликлиниками. Более четкое формирование пути пациента, маршрутизация, над которыми мы сейчас работаем вместе с поликлиниками, помогут пациенту быстрее получить помощь, в которой он нуждается.
А если пациент нуждается в дообследовании?
Ильдар Хайруллин: На такой случай у нас в Москве при стационарах существуют клинико-диагностические центры. Есть такой центр и у нас. Главное, чтобы человек был направлен по показаниям.
Я обратила внимание, что среди пациентов с травмами у вас много москвичей старше 80 лет. Например, с переломами шейки бедра...
Ильдар Хайруллин: Что поделаешь, чем дольше люди живут, тем больше у них разных заболеваний. Оперируем, делаем эндопротезирование тазобедренного сустава, коленных суставов...
К сожалению, пожилым иногда приходится слышать от врачей другое: ну что вы хотите, у вас же возраст...
Ильдар Хайруллин: Это непрофессионально. Есть международные практики общения в процессе врачебного приема. Одну из наиболее признанных - Калгари-Кембриджскую модель общения с пациентом - мы пробуем сейчас адаптировать к нашей больнице, чтобы исключить такие несоответствия. Суть ее в том, что врач должен воспринимать больного как партнера, а не как бывает: я все знаю, поэтому молчи и слушай. Ну, и дальше следует речь на непонятном для пациента языке. Просто выслушать человека, который может и час говорить о своих болячках, тоже не совсем правильно. Эта система учит в рамках отведенного времени строить конструктивную беседу, которая дает врачу возможность составить мнение о первичном диагнозе и сформулировать рекомендации и в то же время убедиться, что пациент его понял и готов следовать указаниям.
Крайне важно также взаимодействие с родственниками. Пациент на приеме может находиться в состоянии шока, ему может быть больно, непросто из-за только что поставленного диагноза, как бывает с онкологией. Лучше всего в таких случаях, когда рядом находится родной и близкий человек, с которым можно обсудить, что конкретно делать дальше.
Вы уже упоминали о Межокружном ревматологическом центре, он недавно у вас появился - один из трех в столице. Расскажите о нем, пожалуйста.
Ильдар Хайруллин: Ревматологический центр экспертного уровня в Первой Градской существует давно. Сейчас он стал межокружным центром, что позволит усилить ревматологическое направление, сосредоточить в нем лучшие профессиональные ресурсы, а значит, повысить качество оказания специализированной помощи пациентам с ревматологическими заболеваниями, такими как ревматоидный артрит, системная красная волчанка, болезнь Шегрена, болезнь Бехтерева и другие. Это особые заболевания, которые требуют комплексного подхода в диагностике, лечении, подборе терапии. Как правило, такие пациенты должны пожизненно наблюдаться у специалистов, проходить на регулярной основе курсы специализированного лечения, так как это напрямую влияет на качество их жизни. Вот один из таких межокружных ревматологических центров как раз и создан на базе Первой Градской.
А что у вас на завтрак?
В любой больнице одна из самых обсуждаемых тем - как и чем кормят. Вы сами пробовали кухню Первой Градской?
Ильдар Хайруллин: Ну а как же? Примерно раз в полтора месяца я дежурю по больнице. Бракераж приготовленной еды в 17.00 - перед ужином и в 7.00 - за час до завтрака, прямая обязанность дежурного администратора. Пока я все не попробую и не дам добро, пациентов не начнут кормить.
Ну и как? Вкусно?
Ильдар Хайруллин: Вкус - дело субъективное, а у нас лечебное питание. Его готовят по специально разработанному и утвержденному медицинскими институтами меню. Когда я обхожу палаты и спрашиваю, как кормят, нравится или не нравится, большинство говорят, что нравится. Уточняю: не выбрасываете? Нет, отвечают, все съедаем. Значит, молодцы! Но бывает, что кому-то и не нравится, хотелось бы колбаски и помидоров черри, а тут с утра каша...
Кто готовит эту еду?
Ильдар Хайруллин: Компания, которая работает на аутсорсинге. Если оценивать ее работу с точки зрения эффективности, качества, безопасности, то по этим трем показателям она меня вполне устраивает. Если говорить об удовлетворенности индивидуальных потребностей больных, можно и нужно еще поработать.
Флагманский центр впереди
Планировалось, что в этом году в Москве заработают шесть флагманских центров по оказанию экстренной помощи по новым стандартам. Два уже принимают пациентов - в Городской клинической больнице имени Вересаева и в Склифе. Вы свой когда в строй введете?
Ильдар Хайруллин: Чуть позже других. В отличие от них, наш не строится с нуля, мы разместим его в 7-м корпусе территории Б и планируем связать переходами с 5-м и 8-м корпусами. Сейчас для всех нас это проект первостепенной важности, который выведет больницу на качественно новый уровень, расширит наши возможности. Каждый член нашей большой команды так или иначе вовлечен в него. Многие врачи и медицинские сестры лично участвовали в разработке нового стандарта экстренной помощи, привносили свои идеи. И эта важная работа по созданию современной медицины экстра-класса, продолжается.
Сложно приспосабливать старые здания? Наверное, заново легче было бы построить?
Ильдар Хайруллин: Я бы сказал иначе: это интересная работа превратить один из существующих корпусов в медицинский комплекс с новейшими технологиями.
С чем, по-вашему, у москвичей должно ассоциироваться само упоминание о Первой Градской?
Ильдар Хайруллин: С лидерством! Первая Градская должна быть первой!
А сейчас она какая? Как это оценить?
Ильдар Хайруллин: Мы разработали систему индикаторов, которая позволяет постоянно сравнивать нашу больницу не только с другими больницами в Москве, но и с лучшими клиниками мира - по самым разным показателям. Например, у нас тромбы благодаря рентгенотерапии удаляются у 16 процентов пациентов с ишемическим инсультом, как в филиале Кливлендской клиники в Дубайском медицинском кластере. При инфарктах миокарда есть свой показатель, он называется: дверь - игла, то есть от момента поступления пациента в приемное отделение до момента входа иглы в артерию должно проходить около 40 минут, у нас этот показатель составляет 19 минут. Совсем неплохо! Но для того, чтобы быть первой не только по названию, придется еще работать и работать.
Не скучаете по Сколково? По красивым новым зданиям с зимними садами международного кластера...
Ильдар Хайруллин: Да, мне приятно было, когда еще в 2021 году при открытии стационарного корпуса израильской клиники "Хадасса" мэр Москвы Сергей Сергеевич Собянин сказал о Международном медицинском кластере, что проект состоялся. Но скучать - нет, не скучаю. Мне здесь интересно людям помогать, как и было завещано Первой Градской "на вечные времена".
Справка "РГ"
Ильдару Индусовичу Хайруллину 57 лет. В 1988 году он окончил Казанский государственный медицинский университет по специальности "Лечебное дело". После прохождения интернатуры в 1989 году работал хирургом в Елабужской ЦРБ, а затем в городских больницах Набережных Челнов, пройдя путь от хирурга, заведующего хирургическим отделением до заместителя главного врача по хирургии. В 2007-м там же возглавил городскую больницу N5, в 2008 году был назначен главврачом больницы скорой медицинской помощи, а в 2015-м - главврачом Республиканского клинического онкологического диспансера. В 2018 году занял пост первого заместителя гендиректора Фонда ММК, а через год стал генеральным директором Московского международного медицинского кластера.
Во главе Первой Градской больницы в Москве кандидат медицинских наук Ильдар Хайруллин встал 27 октября 2022 года.