Войти в почту

Спортивные, научные, авторские: как выбрать лагерь для ребенка?

В субботу, 29 апреля, в 14:40 смотрите на телеканале «МИР» советский художественный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!». Действие фильма происходит в пионерском лагере начала 60-х. Главного героя шестиклассника Костю Иночкина исключают из пионерского лагеря. Мальчик представляет, как огорчится бабушка, когда узнает об этом, и принимает решение не ехать домой. Тайком он возвращается в лагерь и поселяется в помещении под сценой. Теперь у его друзей есть тайна, объединяющая всех: им надо скрыть Костю от взрослых и обеспечить его комфортное добровольное заточение. Они по очереди таскают другу свои порции с едой. К тому же им во что бы то ни стало надо сорвать родительский день, чтобы бабушка Кости не приехала в лагерь. И они имитируют эпидемию. А чтобы сыпь выглядела натуральнее, по очереди сигают в заросли крапивы: чего только не сделаешь ради друга!

Спортивные, научные, авторские: как выбрать лагерь для ребенка?
© Мир24

Сюжет фильма отправляет нас в пионерское детство наших бабушек и дедушек. Сейчас лагеря летнего отдыха уже совсем другие. Правда, не все и не всегда. MIR24.TV выяснил, как ориентироваться в многообразии предложений и выбрать для ребенка такой отдых, который окажется для него самым интересным и полезным.

Сегодня летних детских лагерей – великое множество. Те, что остались еще с советских времен, отремонтированные и обновленные, теперь называются ДОЛ или ДОЦ – детский оздоровительный лагерь или центр. Плюс к ним добавились российские и зарубежные научные, спортивные и творческие лагеря, скаутские и военно-патриотические, православные и национальные. Как же не потеряться в этом изобилии и как не разочаровать ребенка?

Лагеря традиционные и не очень

Существующие сегодня детские лагеря можно условно разбить на четыре основных группы: традиционные, узкоспециализированные, определенной творческой или научной направленности и авторские.

Традиционные лагеря – это те самые ДОЛ и ДОЦ, сохранившиеся с советских времен. Как правило, именно в них сегодня можно приобрести недорогие путевки, а то и получить их бесплатно на предприятии или в собесе. Всего каких-нибудь пять лет назад ДОЛ и ДОЦ были местами, где ребенок получал возможность сам заботиться о своем досуге под круглосуточным присмотром. В лучшем случае к услугам ребенка были несколько кружков – обычно какого-нибудь рукоделия, музыкальные и танцевальные, плюс однодневный туристический поход и самодельные конкурсы.

Сейчас ситуация постепенно меняется. Так, в Москве уже несколько лет организатором отдыха выступает ГАУК «Мосгортур». Сейчас на его сайте можно увидеть полный список лагерей, санаториев и баз отдыха, предлагаемых на это лето. Часть из них находится на море, другие – в средней полосе России.

Отзывы об этих лагерях разные, но родители детей, отдохнувших там в прошлом году, дружно отмечают, что дети постоянно были чем-то заняты. Они скорее уставали от активности, чем скучали. И действительно, в программах этих лагерей практически по минутам расписано, чем ребенок должен заниматься в конкретное время. Мини-походы, конкурсы, спортивные состязания, экскурсии – теперь все в наличии.

Узкоспециализированные лагеря – это, как правило, лагеря спортивные или военно-спортивные. Там проблем с заполнением досуга уж точно не будет – скорее, встанет вопрос о нехватке свободного времени. К тому же, такого типа лагеря требуют от ребенка неплохой физической подготовки, плюс интереса именно к той тематике или тому занятию, на котором специализируется лагерь. Если все это есть – выбирайте такой лагерь смело.

Лагеря определенной направленности – это языковые, предметные или научные. Если вашему чаду за девять учебных месяцев не надоело учиться, если сын или дочь проявляют повышенный интерес к какому-то предмету и мечтают заниматься им даже летом – это идеальный вариант! Поскольку окружение в таком лагере будет им под стать.

Авторские лагеря – это, как правило, совсем небольшие лагеря, информация о которых распространяется из уст в уста, от родителя к родителю. Само название указывает на то, что заниматься с ребенком в таком лагере будут по авторской программе. Наиболее интересные программы отдыха разрабатывают и реализуют сегодня люди, увлеченные каким-то делом и отлично умеющие ладить с детьми. Именно поэтому они стараются наполнить детское время в таких лагерях разнообразными событиями, не концентрируясь на чем-то одном.

Спортивные, научные, авторские: как выбрать детский лагерьФото: Бобылев Сергей/ТАСС

Это могут быть историко-культурные лагеря, и тогда культурологические изыскания и творческие задания будут сочетаться с попытками овладеть народными ремеслами. И все это с частичным игровым погружением в быт изучаемой эпохи. Детям и еду предложат попробовать соответствующую, и спортивно-игровое пространство создадут согласно эпохе.

Кроме исторических, есть уйма других авторских программ. Где-то «снимают кино», и все находят себе занятия как операторы, актеры, каскадеры, костюмеры и так далее, попутно меняясь ролями и изучая историю кинематографа. Где-то занимаются кинологией при собачьих питомниках. А где-то устраивают краткосрочные робинзонады, предварительно научив всем необходимым для этого навыкам.. Длительность таких авторских программ обычно меньше, чем традиционных лагерей: она может быть от трех дней до двух недель. Отчасти это объясняется тем, что путевки в такие лагеря, как правило, стоят недешево.

Какой лагерь научит ребенка самостоятельности?

Многие родители, впервые отправляя ребенка в лагерь, хотели бы, чтобы там он научился самостоятельности. Можно ли требовать этого от места, предназначенного для детского отдыха?

Педагоги разделяют самостоятельность на бытовую и социальную. С первой все очевидно: это умение держать вещи в порядке и следить за ними, умение позаботиться о себе на бытовом уровне, привычка соблюдать гигиену и уход за собой. Со второй дело обстоит несколько сложнее. Социальная самостоятельность – это прежде всего умение принимать решения и участвовать в социальной деятельности.

Спортивные, научные, авторские: как выбрать детский лагерьФото: Смирнов Владимир/ТАСС

Как правило, элементарной бытовой самостоятельностью к восьми-девяти годам обладает подавляющее большинство детей. И в этом смысле летний лагерь вряд ли сможет в чем-то существенно продвинуть ребенка. Разве что получится приучить его заправлять по утрам постель.

А вот с социальной самостоятельностью дело обстоит не так радужно. Социальный инфантилизм подрастающего поколения – не миф, и современные информационные технологии лишь усугубляют ситуацию. Поэтому, выбирая лагерь, стоит прежде всего обратить внимание на то, сможет ли он научить ребенка именно социальной самостоятельности. Другими словами, насколько активно вашему сыну или дочери придется взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Сам себе хозяин или сам себе личность

Традиционные лагеря, на первый взгляд, предоставляют ребенку довольно много возможностей для самостоятельности. Но в большинстве случаев это будет лишь вопрос выбора, чем занять свободное время, и налаживания отношений со сверстниками.

Узкоспециализированные и направленные лагеря, как правило, отличаются большим вниманием к проявлениям именно бытовой самостоятельности. На это работают соблюдение жесткого распорядка дня и выполнение требований дисциплины. Но вот с социальной самостоятельностью и тут не слишком хорошо. Занятый привычным, а тем более любимым занятием, ребенок не стоит перед необходимостью постоянного принятия решений, а объединенный общим интересом детский коллектив не требует осознанной социализации.

Зато авторским и программным лагерям в вопросах социальной самостоятельности нет равных. Большинство авторских педагогических методик, равно как и программ организации детского отдыха, сосредоточены на решении именно проблем социализации детей. Постоянное участие в разноплановых мероприятиях, требующих творческого подхода и активного взаимодействия в случайной группе, тройке или паре буквально заставляют ребенка включать заложенный механизм принятия решений и социальной адаптации. Причем не так важно, будет ли это участие в постановке любительского спектакля, организация бивака в туристическом походе, освоение азов каких-то профессий или знакомство с основами езды на собаках. Любое из этих занятий непременно потребует от ребенка и самостоятельных решений, и активного взаимодействия в коллективе.

Четыре шага к лучшему лагерю

Как же, учитывая все эти особенности летних лагерей, выбрать тот отдых, который не только развлечет вашего ребенка, но и сделает его более самостоятельным? Прежде всего, вам придется отобрать какое-то количество доступных (по финансовым, транспортным и другим требованиям) лагерей. А уже из этого шорт-листа выбрать наиболее подходящий, воспользовавшись четырехшаговым алгоритмом.

Тип лагеря. Вряд ли на сайте лагеря или в рекламной листовке будет указано «традиционный» или «авторский». Исключение составляют разве что узконаправленные или специализированные лагеря: они сразу обозначаются как спортивный, военно-патриотический, языковой, научный или предметный. В остальных случаях понять тип можно, изучив программу смены лагеря. Если она насыщена подробно расписанными разноплановыми событиями, если сказано, какие навыки сможет приобрести ребенок за время отдыха в лагере – смело записывайте такой лагерь в авторские или программные. Если же на сайте сказано, что «ДОЛ «Елочка» предлагает вашему ребенку комфортные четырехместные палаты в удивительном лесном уголке Подмосковья и здоровое трехразовое питание» – причисляйте лагерь к традиционным.

Бытовые условия. Если ребенок привык к теплой постели, комфортным санитарным условиям и не выносит мелких бытовых неудобств, ему вряд ли подойдут спартанские условия «туристических» авторских или программных лагерей. Но сегодня такие лагеря, скорее, редкость: недавнее ужесточение требований к организации детского отдыха сделали их проведение слишком трудным. Поэтому большинство авторских и программных лагерей арендуют территории тех же ДОЛ и ДОЦ, а то и объединяются с ними, пользуясь инфраструктурой и предоставляя свой педагогический состав. Но и бывшие пионерлагеря тоже отличаются по качеству бытовых условий, и их обязательно нужно выяснить.

Информационная доступность. Обязательно узнайте, существуют ли в лагере ограничения на пользование электронными гаджетами. Многие авторские и программные лагеря настаивают на том, чтобы ребенок не имел при себе никаких электронных устройств, кроме простейшего мобильного телефона без выхода в интернет. Требование может показаться странным, если не учитывать, что такие лагеря ориентированы на вовлечение ребенка в общую деятельность и активный отдых, которым гаджеты будут только мешать. Но при этом лагерь должен предоставлять ребенку возможность в любое время (кроме, разве что, ночного) связаться с родителями лично.

Кстати, не забудьте выяснить, бывают ли в этом лагере родительские дни. Многие авторские лагеря предлагают не слишком длинные смены, зато напрочь исключают возможность увидеться с ребенком – чтобы родительская забота не стала помехой социализации. Готовы ли вы мириться с таким требованием, решайте сами: никто лучше вас не знает, насколько привязан к вам ребенок и насколько трудным для него будет разлука с родителями.

Степень и вид нагрузки. Отобрав лагеря по типу и бытовым условиям, приступайте к выяснению программы смены. Ориентироваться вам придется прежде всего на то, насколько долго ваш ребенок может сохранять концентрацию на той или иной деятельности, насколько ему подходит творческая работа или активный отдых и насколько велика его потребность провести какое-то время в одиночестве. Если в программе смены практически отсутствуют такие понятия, как личное или свободное время, если в ее описании встречаются слова вроде «мы не дадим никому скучать!» – это повод задуматься, выдержит ли ребенок такой активный ритм жизни. Поскольку на этом этапе в вашей выборке останется уже не так много лагерей, займитесь целенаправленным поиском информации о программе и нагрузках. Можно почитать отзывы о лагере в интернете, можно расспросить родителей, которые отправляли туда своих детей, можно наконец найти педагогов лагеря и задать им все эти вопросы по телефону или по электронной почте.

Помните: выбирать лагерь необходимо так, чтобы по возвращении из него ваш ребенок обязательно попросил вас в следующем году еще раз отправить его в лагерь. Это будет означать, что он получил от отдыха то, что ему было нужно!