Войти в почту

Когда нужно вызывать скорую помощь

28 апреля в России отмечают День работника скорой медицинской помощи. Его учредили в 2020 году на фоне пандемии COVID-19, но нагрузка на работников этой службы остается всегда высокой. Как ее снизить и когда нужно вызывать экстренную службу, разбиралась «Парламентская газета».

Когда нужно вызывать скорую помощь
© Парламентская газета

20 минут на спасение

Бригады скорой и неотложной медицинской помощи Москвы ежедневно выполняют до 12 тысяч вызовов. Машина выезжает к человеку, который на грани жизни и смерти, рассказал «Парламентской газете» председатель независимого профсоюза «Фельдшер.ру», врач Дмитрий Беляков. По его словам, оперативно реагировать необходимо на травмы, полученные в дороге, внезапную боль в груди, инфаркты, инсульты.

«Помощь требуется, если у человека приступ или он потерял сознание. Во всех остальных случаях следует вызывать участкового врача», — пояснил Дмитрий Беляков.

Звонить в скорую нужно и при сильной аллергии, в том числе, когда тяжело дышать. А еще при высокой температуре, которую не сбивают жаропонижающие препараты.

Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников сообщил «Парламентской газете», что 70 процентов вызовов требуют неотложной помощи или амбулаторной, а третья часть пациентов нуждается в интенсивной терапии и только 2-3 процента — в экстренной помощи. Определить уровень сложности вызова по телефону непросто, отметил эксперт. Оценить обстановку медики могут только на месте.

«Вызывая скорую, люди не всегда четко и объективно оценивают свое состояние. Близкие и родственники, как правило, сильно преувеличивают выраженные симптомы. Есть пациенты, которые крайне чувствительны к боли. Поэтому четко определить самому больному, когда звонить в скорую, а когда нет в этом необходимости, практически невозможно», — сказал нашего изданию Михаил Андрочников.

На сайте станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы представлен алгоритм вызова бригады специалистов. Звонящему необходимо описать ситуацию, сообщить номер телефона, адрес, свою фамилию, а также, если известно, фамилию, имя и отчество больного, его возраст и дату рождения.

«В Москве сегодня круглосуточно дежурят более одной тысячи бригад, готовых к срочным выездам. На станции, помимо линейных бригад, работают специализированные: педиатрические, психиатрические и другие», — сообщается на сайте столичной станции скорой помощи.

По номеру 103 можно не только вызвать медиков на дом, но и запросить консультацию врача по телефону. Специалист подскажет, какую бригаду следует направить на вызов и как долго ее ждать. По нормативу, от звонка до прибытия экстренной бригады должно пройти не больше 20 минут, для неотложной помощи — 120 минут. Однако на практике это часто не соблюдается, заметил Дмитрий Беляков.

«Обсуждалась возможность сократить время прибытия экстренной помощи до 10-15 минут. Но в большом городе сделать это непросто, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» Михаил Андрочников. — Благодаря цифровым технологиям передача каждого вызова отработана очень хорошо. Медики получают заявку от диспетчера за две минуты. Проблема в том, сколько они будут в дороге. Бригада может оказаться в нескольких километрах от пациента, но из-за пробок приедет на место только через несколько часов».

Нужны стандарты

В 2022 году Минздрав разработал порядок оказания скорой медицинской помощи. Проект документа, где прописаны нормативы оказания экстренной и неотложной помощи, опубликован на портале нормативных правовых актов. Речь идет о сроках прибытия карет скорой помощи, а также о формировании выездных бригад. Документ находится на стадии обсуждения.

«Его содержание требует совершенствования. Надо четко понимать, что следует изменить, чтобы этот порядок работал в регионах. Необходимо решить проблему дефицита не только врачей и фельдшеров, но и водителей, которые не получают надбавок к зарплате. Это важный и актуальный для законодателей вопрос», — подчеркнул в интервью «Парламентской газете» заслуженный врач России, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый.

По мнению сенатора, формат разделения помощи на экстренную и неотложную не прижился в регионах, особенно в районах и селах. Непрофильные вызовы всегда были, есть и будут.

«Например, у пациента с хроническими заболеваниями ухудшилось самочувствие. Может быть, ему нужна консультация лечащего врача, чтобы поменять дозировку препарата. То есть экстренная помощь ему не требуется. К тому же в глубинке поликлиника не обладает достаточными ресурсами, чтобы обслуживать вызовы неотложной помощи», — говорит Владимир Круглый. Он считает, что главная цель — оказать помощь как можно большему числу людей.

Сенатор предлагает вывести из системы ОМС скорую медицинскую помощь. Работа такой службы должна финансироваться напрямую из федерального бюджета.