Михаил Пиотровский: Эрмитажу нужна имперская уверенность. В том числе для того, чтобы держаться своей стратегии

Сейчас мы вырабатываем стратегию Эрмитажа. Ориентируясь на две самые важные сегодня вещи - "цифру" и человеческий капитал.

Михаил Пиотровский: Эрмитажу нужна имперская уверенность. В том числе для того, чтобы держаться своей стратегии
© Российская Газета

Цифровая культура в нынешней сложной ситуации очень важна для музеев. "Облачные" схемы, цифровые двойники и копии позволяют нам легко выходить за пределы информационной и культурной блокады и быть доступными всему миру.

"Цифра" позволяет менять векторы наших отношений, орбиты спутников "Эрмитажа"…

А еще она освобождает время. Пандемия показала нам, что очень многое можно делать удаленно. И мы создаем гибкие графики, часть работы люди делают из дома.

Но "цифра" дает возможности и бюрократам усиливать контроль над нами в два или три раза. Мы будем этому противостоять, потому что для музея важно, ну даже не раскрепостить людей, а дать им возможность максимально выразить себя.

Что касается человеческого капитала, то мы сейчас пытаемся воспитать следующее молодое поколение. И так, чтобы оно справлялось с ситуациями, когда мир переворачивается, как справились в свое время мы в начале 90-х. Мы понимаем, что нужно не просто обращаться к молодежи, но вводить их в жизнь - прямо сейчас. Для этого у нас работает программа "17+". Есть молодежный центр, который все время проводит со студентами интеллектуальные марафоны и медиации. Есть проект "Молодость", вовлекающий студентов и школьников в исследования ученых Эрмитажа (по их материалам выпущены книги "Сады" и "Бабочки").

У нас работает консультативный молодежный совет. Мы разговариваем с молодыми совсем на равных и пытаемся вовлечь их в действие. Чтобы они не просто ходили в музей, но были готовы принять на себя ответственность, которую когда-то принимали мы.

Недавно в рамках программы "17+" запустили в Главном штабе Эрмитажа театр-лабораторию. Студенты российского государственного института сценических искусств - молодые драматурги, режиссеры, актеры - сочинили и поставили пьесы по 12 картинам из галереи Щукина и Морозова. Это не театральные иллюстрации к великим картинам, а аллюзии. Сложная театральная реакция на сложные картины - сценки поэтические, символические, некоторые в духе Хармса, некоторые в духе Зощенко.

Несколько лет назад мы уже делали с нашими коллегами из Вены в галерее старой живописи проект "Флора", в основу которого были положены тексты известных всему миру поэтов - от Шекспира до Ольги Седаковой.

Ну и нам, конечно, важен наш имперский дух, который сохранялся в Эрмитаже и в имперское, и в советское, и в постсоветское время. Нам за него тоже достается со всех сторон - от своих бюрократов до лондонских "критиков".

Но мы всегда помним, что империя - это любовь к разнообразию. Что сохранение имперской уверенности поддерживает уверенность в наших, в общем, нервных музейных коллективах. Мы уверены, что все делаем правильно. И имперская уверенность нужна нам в том числе и для того, чтобы выработать стратегию и держаться ее.