Святые отцы о том, как близкие могут помочь страдающим от алкоголизма

110 лет назад, 11 апреля 1913 года, в России начался первый Всероссийский праздник трезвости с грандиозными антиалкогольными молебнами, прошедшими в 56 губерниях Российской империи. Прочитав труды святых отцов, мы выяснили, как молиться за больного алкоголизмом.

Святые отцы о том, как близкие могут помочь страдающим от алкоголизма
© Российская Газета

Святитель Филарет (Дроздов) говорил, что с советом можно идти к человеку только тогда, когда его сердце для тебя открыто. Специфика алкоголизма такова, что употребляющие алкоголь давно и постоянно обычно свою болезнь отрицают, сопротивляясь любым попыткам излечения. Для близких, пытающихся донести до алкоголика горькую правду, сердце зависимого, находящегося в стадии отрицания и сопротивления, закрыто. Чаще всего он даже не желает разговаривать на больную тему. В таких случаях, считают святые, достучаться до человека можно только молитвой. Но как молиться за такого? Точнее всего на этот вопрос ответил Фома Аквинский: "Молиться надо так, будто все зависит от Бога, а действовать так, будто все зависит от нас".

Алкоголизм, а в наше время и наркомания, требуют от родственников незамедлительной реакции. Во-первых, обращения к врачам и реабилитологам. Во-вторых, противодействия духовного. Не обольщайтесь: промедление и беспечность убийственны - для всех. Приступая к "взысканию погибающего", надо получить благословение у священника, знакомого с проблемой. Это благословение не раз поддержит близких и самого больного в минуты отчаяния.

Помните святоотеческую истину: надо бороться не против грешника, но против греха, уродующего человека. Относясь к ближнему как к духовноболящему, нуждающемуся в вашей поддержке и понимании, надо осознавать, что от вас потребуется жертвенная любовь. Надо быть готовым к тому, что придется много терпеть - как от самого больного с его пагубной страстью, так и от тех духовных сил, чья задача - погубить людей: и больного, и вас.

Борьба за душу близкого потребует от вас подвижнических усилий, напряжения всех сил, использования всего духовного опыта. Остерегайтесь относиться к этому как к бытовому, житейскому и обычному делу. Происходящее называется "духовной бранью", и еще ни одному христианину не удавалось ее избежать, даже если вокруг одни трезвенники. Духовная брань - это духовная борьба христианина со страстями, которые препятствуют нашему приближению к Богу и богообщению.

Один из главных принципов аскетики гласит: "Время - это есть время борьбы". На эту изнурительную борьбу должен себя обречь каждый православный. Иного пути нет: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить", - предупреждает апостол Петр, и близкие зависимых чувствуют это, как никто другой.

Вглядитесь в себя: не являетесь ли вы сами рабом какой-либо сильной многолетней страсти? Не скажет ли вам обуреваемый алкоголизмом или наркоманией: "Врач, исцелись сам". Чтобы ваше слово имело силу, нужно обладать опытом поражения страстей, для этого надо читать труды святых отцов по аскетике, учиться молитве.

Молиться надо так, будто все зависит от Бога, а поступать так, будто все зависит от нас

Изучая опыт святых в духовной невидимой брани, воздержитесь от прямолинейных советов, не произносите: "Вот я, например..." Лучшая педагогика - педагогика непрямого действия. Помните слова преподобного Иоанна Лествичника: "Не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же". Отцы Церкви советуют: учи другого, осознавая, что сам еще учащийся, ибо кто совершенно победил грех? Всегда обращайтесь к Богу с мольбой: "Господи, вразуми, что и когда мне сказать, как поступить".

Помните: сила уговоров, увещеваний ограничена. Во-первых, потому что душа врачуется только через очищение сердца, то есть через покаяние и причащение. А до этого у больного еще долгий путь. Во-вторых, зная, видя ваши недостатки, слабости, больной охотно отнесется к вашим поучениям как к пустым словам - нет пророка в своем отечестве.

ВДНХ, павильон "Пиво". 1960 г. А рядом находился павильон "Главликерводка". Заходи, наливай,дегустируй сколько душе угодно. И никакое общество трезвости не било тревогу. Фото: Соцсети

Старайтесь никогда не опускаться до уровня разговора болящего, если он позволяет себе оскорбления в вашу сторону, ругань, учитесь сдержанности.

Будьте внимательны в отношении времени и места увещевания. Так, период абстинентного синдрома (похмелья) - не время для словесного вразумления. Не каждый согласится, чтобы его недуги стали предметом обсуждения на людях, при посторонних. Вот что советовал своей духовной дочери игумен Никон (Воробьев): "Если он пьет, он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может... Нельзя требовать от него здоровья, когда он болен, ты должна не ругаться, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать его на что-либо худшее. А в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость".

Возделывайте себя. Искреннее покаяние в церкви даже одного члена семьи, его усердная молитва незримо улучшает всю ситуацию в семье зависимых. Наложите на себя пост, усильте молитву, чаще исповедуйтесь и причащайтесь, читайте книги святых, труды о духовной брани. При этом удерживайте себя от того, чтобы тыкать своей вновь обретенной "праведностью" другим членам семьи, это признак незрелости, самомнения, гордыни - той самой, что привела вашего близкого к алкоголизму.

Антиалкогольная демонстрация на Пушкинской площади. 1987 г. По указанию властей в стране былоорганизовано Всесоюзное общество борьбы за трезвость, появился журнал "Трезвость и культура". Фото: РИА Новости

Чудеса Божии возможны, их много, они везде. Но Бога нельзя понудить на чудо, а вот принуждать себя на труд, труд духовный, мы обязаны. Господь, желающий всем спастись, знает Сам, когда явить Свое милосердие нам, вопиющим к Нему. "Не устрашайся, - пишет преподобный Иоанн Лествичник, - хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и Ангел, тебя сохраняющий, почтит твое терпение". Помните, каждое сопротивление страсти неизбежно ее ослабляет.

Не упрощайте: вы взялись за труд крайне сложный. Вы соработники Бога по спасению души, личности. А личность эта, если взять наркоманию или последние стадии алкоголизма, может быть уже в распаде, под сильнейшим демоническим воздействием. Демоны же не терпят молитвы, святыни. Поэтому так трудно бывает получить согласие болящего на причащение, так как Причастие - самое великое и всесильное оружие в борьбе. Пусть вас не покидает вера, что придет время, когда вы сможете сказать: "Близкий мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Молитесь и верьте.

Молитва об избавлении от пьянства перед иконой Богородицы

О, Премилосердная Владычице!

К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея, Церкве Христовой, и спасения отпадающих, братий и сестер и сродник наших исцели. О Милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушная мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.