Ольга Наумова: «Я нисколько не боюсь, что электронные книжки вытеснят бумажные»
Россияне всё ещё остаются одной из самых читающих наций. Такой вывод можно сделать по итогам социологических опросов ВЦИОМ: 92% наших соотечественников продолжают читать книги, и больше половины из них предпочитают бумажный формат. Из неутешительного – меньше всех читают молодые люди от 25 до 34 лет. От чего зависит любовь к чтению, что делает книгу интересной современным читателям и не вытеснит ли электронный формат бумагу? Об этом беседуем с консультантом издательства «Кварц» Ольгой Наумовой. Чтение по любви, а не по принуждению – Ольга Ивановна, практически вся ваша профессиональная жизнь связана с книгами, со словом. Вы работали в Волго-Вятском книжном издательстве, завлитом в ТЮЗе, журналистом, многие годы были главным редактором издательства «Кварц». А как вы стали читателем? – Я начала читать рано и сразу запоем. Научилась сама, ещё до школы. Была из тех девочек, которым читать запрещали. И правильно делали! Моей маме постоянно жаловались, что я читала даже на ходу, переходя дорогу, и могла попасть под машину. Если я протирала пыль под кроватью, то и там на полу у меня лежали книги. В конце концов их от меня просто прятали. В детстве мне особенно нравилось болеть, когда была небольшая температура. Мама уходила на работу, а я могла достать и читать заветную книгу, не боясь, что её отберут.– Откуда же в доме было столько книг? – Моя мама была заведующей детского сада. Первые книги были из детсадовской библиотеки. Чёрно-белые, на серой бумаге, с мелким шрифтом. Потом уже стала ходить в настоящие библиотеки. Какое богатое собрание было во Дворце культуры им. Ленина! Для меня это было чудом, и я в той библиотеке просто пропадала. Потом я стала книги покупать. В шестом классе приобрела «Мёртвые души» Гоголя. Во всех книжках в свои 13 лет я искала «про любовь», и мне почему-то казалось, что когда-то она и в «Мёртвых душах» должна появиться. И вот когда Чичиков наконец увидел дочку губернатора, у которой «личико как яичко», я обрадовалась: «Вот она, любовь, начинается!». Любви в романе так и не случилось, но книжку я дочитала до конца.– По вашему мнению, сегодня такие читатели есть? Ведь книгам приходится конкурировать с телевидением, гаджетами? – Не думаю, что их меньше. Ведь и в моё время далеко не все мальчики и девочки вот так читали. В семьях моих родных и знакомых есть дети, которые не любят читать, а есть такие, что читают запоем. Всё-таки интерес к книгам от многого зависит: в какой среде человек живёт, есть ли у него вообще предрасположенность к этому. На мой взгляд, любовь к чтению – как одарённость или призвание. И уж точно к ней нельзя принуждать.– Но ведь люди должны читать… – Никто никому ничего не должен. Но всем, и особенно молодёжи, надо понимать, что когда человек образован, это полезно даже в утилитарном смысле. Например, в непринуждённом общении, когда все любят посмеяться. Человек читающий может к месту рассказать какую-то литературную шутку, но тот кто «пропустил» книгу, её не поймёт. То есть чтение значительно расширяет наши возможности, и малочитающий человек себя обедняет. Определённый список литературы хорошо бы прочитать каждому. У нас в Нижнем Новгороде поставили замечательный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Там главный герой терпеть не может читать, а Пушкина в особенности. Но вот он встречает девушку, которая влюблена в пушкинские стихи. И всё меняется: чтобы покорить сердце избранницы, он стал узнавать больше о поэте и больше читать. Бывает и такой путь к чтению. Современные технологии помогут бумаге – Социологи уверяют, что россияне в подавляющем большинстве предпочитают бумажные книги. Но и доля читающих электронные издания растёт из года в год. Каков ваш прогноз – тенденция изменится? Электронные книги не вытеснят бумажные? – Я сама очень люблю электронные книжки. Они удобны в дороге, и взять их с собой можно куда угодно. Всё прекрасно, кроме одного – это только текст. Книга как продукт человеческой цивилизации рождается не только как текст. Вы открываете бумажное издание и сразу видите красиво оформленный разворот. Фотографии и иллюстрации в книге играют ту же роль, что и текст, они дают очень большую информацию. То есть воздействие бумажной книги на читателя совсем иное. Мы когда-то выпустили книжку «Деревянные дома Нижнего Новгорода», которая побила рекорд: распродали тираж за месяц. При этом в ней был довольно сложный научный текст. Зато было много фотографий деревянных домов, чертежи, планы, детали. Они-то и привлекли читателя. В электронном виде такую книгу издать невозможно. Только что наше издательство выпустило книгу Т. П. Виноградовой «Гуляя по старому Нижнему», которая имеет большой успех. Скоро выйдет дополнительный тираж. Её читать в формате электронной книги тоже невозможно: в ней так подобраны и размещены редкие фотографии, будто читатель путешествует вместе с автором, причудливо петляет по нашему городу, обращая внимание на самые разные здания и памятники. Читателю важно не только прочитать, но и увидеть то, о чём пишет автор. А сколько открытий мы делаем в процессе подготовки книг к изданию! Современные технологии позволяют нам очистить старые фотографии, сделать необходимое увеличение и разглядеть удивительные детали. Мы им даже посвятили уникальную книгу «Старый Нижний в деталях». Там, например, есть снимок кабинета управляющего Центробанком, что на улице Большой Покровской, сделанный знаменитым фотографом Максимом Дмитриевым за день до открытия здания в 1913 году. Наш дизайнер стал «чистить» этот снимок перед публикацией. И вдруг там довольно чётко в зеркале проявился сам Дмитриев с камерой. Разглядеть это возможно стало только сейчас, поскольку раньше снимки Максима Петровича выпускали лишь в маленьком открыточном формате. Тем более невозможно разместить такую фотографию в электронной книжке, вы ничего на ней не увидите. У меня, кстати, есть ощущение, что многие из нижегородских фотохудожников (особенно Максим Дмитриев, часто использовавший постановочные снимки) любили фоторозыгрыши, не все из которых были разгаданы современниками. Он как будто предрекал: «Вы меня ещё узнаете лет через сто!». И мы его открываем! А благодаря иллюстратору в книге даже может появиться новый герой. У нас в детской краеведческой книге «Прогулки с бабушкой!» чудесный художник Мария Балан «сочинила» забавную собачку. Она просто указывает номера страниц. Очень смешной и интересный образ – то она маленькая, то растягивается на две страницы, как такса. Собачка делает книжку тёплой и привлекает внимание маленьких читателей. Так что я нисколько не боюсь, что электронные книжки вытеснят бумажные. За технологией дополненной реальности большое будущее. Это как раз то, что позволит традиционной бумажной книге конкурировать с гаджетами. – Сегодня цифровые технологии вполне сочетаются с бумажными книгами. В детских изданиях «Кварца» на оживающих картинках бегут паровозы, летят самолёты, плывут корабли. Технология дополненной реальности – это просто игрушка для привлечения внимания? – Дополненная реальность присутствует у нас не только в детских книгах, хотя, конечно, нынешним детям интересно, например, посмотреть в книге «Путешествие во времени» отрывок из старинного фильма или съёмку с квадрокоптера. Но затем они и текст читать начинают. Сегодня мы единственные в Нижегородской области, кто использует в книгах технологию дополненной реальности. Думаю, что она будет присутствовать в изданиях всё больше и больше, и не просто как новомодная фишка. Это новые возможности для расширения того материала, что представлен в книге. В детском издании видео- и аудиоряд помогают читателю погрузиться в историю, прошлое. В серьёзном популярном издании новые технологии позволяют дать научные комментарии, которые будут интересны не всем, но необходимы специалистам. А знаете, почему ещё останутся бумажные книги, даже старые? Кажется на них нет моды, но если вы придёте в кафе или кофейню, увидите, что книги в некоторых из них становятся частью интерьера. Меня это не пугает. Издания там стоят замечательные, сама видела, как посетители их листают. Когда ты открываешь бумажную книгу, то неизбежно погружаешься в определённую эпоху – старые страницы, шрифты и рисунки. Эти ощущения не передать, это путешествие в прошлое.