Психиатров предложили научить толерантности

Помогая людям, получившим серьезную психологическую травму, врачам нужно не только применять разные методы терапии и оценивать риски того или иного подхода, но и соблюдать принцип толерантности, разбираться в сценариях внутрисемейных отношений травмированных людей. Такие требования Минздрав указал в разработанных им примерных программах повышения квалификации для психиатров, психотерапевтов и клинических психологов. Проекты соответствующих приказов будут проходить общественное обсуждение на портале проектов нормативных актов Правительства до 10 мая.

Психиатров предложили научить толерантности
© Парламентская газета

Не дожидаясь страшных последствий

Освоить программу «Психологическая и психотерапевтическая помощь лицам, пережившим тяжелый стресс, и членам их семей» предлагают только врачам, уже имеющим квалификацию по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия» и «Клиническая психология». За 36 часов они вполне могут получить новые знания и изучить особенности психиатрической помощи в текущей ситуации, считает врач-психиатр депутат Госдумы VI-VII созывов профессор Николай Говорин.

Он напомнил, что еще в СССР сформировалось отдельное направление психиатрии чрезвычайных ситуаций, оно зародилось, когда нужно было оказывать психиатрическую помощь большому количеству пострадавших при землетрясении в Армении в 1988 году. Потом, в 90-е годы, психиатры столкнулись с новой проблемой — социальным стрессовым расстройством, которому были подвержены не отдельные люди, а значительные слои населения. «Многие не знали, как дальше жить, оказались невостребованными. В обществе изменились ценностные ориентации и приоритеты», — рассказал врач. Сейчас требуется помощь участникам специальной военной операции, их семьям, другим людям, которые стали свидетелями травмирующих событий и пережили серьезное потрясение, в том числе детям.

Если вовремя не помочь, на отдаленных этапах психические нарушения, связанные с сильным стрессом, будут деформировать личность, пояснил Говорин. Так, могут появиться паранойя, агрессия, в том числе направленная на себя, суицидальные наклонности.

Убеждения влиять не должны

В программу повышения квалификации, разработанную Минздравом, могут включить онлайн-лекции, но полностью дистанционным курс делать будет нельзя. На практическую часть должно приходиться не меньше половины времени. В нее включат очные тренинги, отработку навыков, обсуждение разных тактик, ролевые игры. В конце курса врачу надо будет пройти аттестацию и доказать, что он приобрел необходимые компетенции.

В числе прочего специалист по работе с посттравматическим синдромом должен терпимо относиться к другим людям, отличающимся убеждениями и культурными ценностями, взаимодействовать с людьми разных возрастных и социальных групп. Толерантность важна для каждого врача, нужно, чтобы он был терпелив к любому человеку, считает Говорин.

Также врач должен уметь анализировать альтернативные варианты лечения и оценивать риски применения того или иного метода, разрабатывать план работы с пациентом и семьей в соответствии не только с диагнозом, но и индивидуальными особенностями человека.

На занятиях проработают разные методы работы с людьми, испытывающими посттравматический синдром, например гипноз, терапию принятия и ответственности, проработку травматических переживаний с помощью движения глаз.

Отдельный модуль будет посвящен консультированию членов семьи. Слушатели изучат типы и патологические сценарии внутрисемейных отношений у пациентов, переживших сильный стресс. А для работы с пережившими смерть близких врачей обучат психотерапии реакции горя по Уильяму Вордену, который сформулировал четыре задачи - признать факт потери, пережить боль, наладить окружение, где ощущается отсутствие усопшего, выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить. Затронут и вопросы, посвященные подростковым нарушениям.

Впрочем, на работу с детьми направлен в большей степени отдельный курс — «Медико-психологическая помощь при реакциях на тяжелый стресс и нарушениях адаптации», рассчитанный на 18 часов. Врачи проработают варианты помощи детям и подросткам, которые пережили психологическую травму или пострадали в чрезвычайной ситуации, а также спасателям, которые ликвидировали последствия ЧС. Еще одна программа повышения квалификации, рассчитанная уже на 72 часа, будет посвящена диагностике психических расстройств.

Совсем недавно, 15 марта, Минздрав опубликовал также проекты приказов, которые вводят программы переподготовки, призванные восполнить дефицит самих врачей, которые занимаются ментальным здоровьем. Например, педиатров планируют переучивать на психотерапевтов за 576 часов. Такие новшества, по мнению заслуженного врача России, сенатора Владимира Круглого, связаны с тем, что с 1 июля в детских поликлиниках вводится должность детского психиатра.