Дядя Петя: как партизанский командир-нижегородец спас в годы войны сотни еврейских семей

Прошедший недавно на больших экранах фильм «Праведник» поведал нам о реальной истории спасения советскими партизанами еврейского мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Фильм заслуженно считается одной из лучших военных кинопостановок последнего времени. Но это был далеко не единственный такого рода подвиг, случившийся в военное время… Буквально на днях в нашу редакцию обратился нижегородский ветеран, полковник в отставке Антон Антонович Бринский. В своём письме он поведал нам не менее интересную историю, связанную с именем его отца, известного партизанского командира, Героя Советского Союза Антона Петровича Бринского (партизанский псевдоним – Дядя Петя). Приведу это письмо с небольшими сокращениями. Очень надеюсь, что однажды эпопея, изложенная в нём, также заинтересует наших киноматографистов… «А разве евреи партизанили?» …Моему отцу, Антону Петровичу Бринскому (1906 – 1981) довелось воевать с первой военной минуты – 59‑й отдельный разведывательный батальон, где отец служил комиссаром, стоял на западной границе. Через три недели боёв во главе 18 бойцов отец, в условиях вражеского окружения, перешёл к партизанским методам борьбы… За полтора года он прошёл всю Беларусь от Витебщины до Пинщины, создал девять партизанских отрядов, приобрёл богатый опыт в организации разного рода диверсий и создании агентурной сети – его отряды подчинялись непосредственно Главному разведывательному управлению (ГРУ) Генерального штаба Красной армии. Осенью 1942 года он получил приказ выйти на Западную Украину с отрядом в 37 человек, чтобы организовать разведывательно-диверсионную работу на железнодорожных узлах Волыни, Ровенщины, Житомирщины. И вот по ходу рейда в лесах украинского Полесья ему всё чаще стали встречаться группы несчастных людей, бежавших из созданных нацистами еврейских гетто… Уже после войны в своём очерке «Эпизоды и встречи» отец назвал много имён евреев-партизан и мирных жителей, привёл яркие факты их геройских подвигов. Один бывший партизан тогда искренне удивился: «А разве евреи партизанили?» Ему, воевавшему на российской Смоленщине, трудно было себе представить обстановку в западных областях Белоруссии и Украины и с чем пришлось там столкнуться Антону Петровичу Бринскому. Вот только один характерный пример: «Это был не лагерь, и не табор, и не стойбище первобытных людей – хуже, беднее, непригляднее. Шалашик из сучьев, из бересты не согревал и не защищал от дождя. Неумелые и слабые руки мастерили его. И костерок был разложен такими же неумелыми руками. Он не хотел разгораться, тлел, шипел и чадил. Сидевшие у костра испугались, увидев нас, но были слишком истощены и утомлены, чтобы бежать или прятаться. Старый еврей с клочкастой белой бородой и ввалившимися глазами на землисто-сером лице привстал и поднял руку ладонью вверх. Я был поражён худобой руки. Две женщины, черноглазые и чернобровые, но такие же худые и землисто-серые, прижимали к себе двух девочек лет пяти и семи. Все молчали и на наши вопросы ответили не сразу… Страшная, но обычная на земле, захваченной фашистами, история. Гитлеровцы загнали за колючую проволоку евреев Маневичского гетто и хладнокровно истребляли их. Всех их родных уже расстреляли; остались только вот этот старик, две его дочери и две внучки. Им удалось бежать, без хлеба, без тёплой одежды, прямо в лес, где они не знали никаких дорог, где они не умели жить, не умели защищаться от голода и холода. Опять в глаза заглянула медленная, томительная смерть от истощения…». И таких встреч в украинских лесах было много. Что же было делать? Представьте себя на месте разведчика Красной армии, который имеет конкретное боевое задание – всё остальное, включая беглецов из гетто, он вполне имел право игнорировать, оставив на полный произвол судьбы, и никто бы его за это не осудил! Однако Антон Бринский был ещё и советским человеком, который понимал, что идёт война не просто за свою землю, но и за тех людей, которые на ней живут, вне зависимости от национальности. Поэтому он принял пусть и непростое, но по-настоящему гуманное решение – людей надо спасать, распределив их по партизанским отрядам. Но тут возникла новая проблема – например, в партизанском отряде Крука (партизанский псевдоним украинца Николая Парамоновича Конищука) на двадцать боеспособных бойцов собралось более сотни гражданских – женщин, стариков, детей. Получается, что партизаны спасают беженцев, и это правильно, но боевые операции не проводят. И тут Дядя Петя принимает волевое и логичное решение – организовать специальные цивильные, то есть гражданские лесные лагеря. Это решение позже было оформлено особым приказом, в соответствии с которым были созданы три цивильных лагеря – два на Волыни и один на Ровенщине. Позднее были организованы и другие лагеря… В тылу как в тылу Очень важно заметить, что обитатели этих лагерей не были нахлебниками партизан, нет, они стали настоящим армейским тылом. Как известно, евреи – прирождённые ремесленники, и в этих лагерях наперебой стрекотали швейные машинки, на которых женщины шили бельё из парашютного шёлка и куртки из парашютных мешков. Мужчины выделывали кожи и шили тёплые кожухи, шапки, шили упряжь, ремонтировали одежду и – вечный армейский дефицит – обувь. А дети собирали грибы и клюкву против цинги, ухаживали за ранеными, выгуливали скот. Словом, обитатели цивильных лагерей много чего делали вроде бы незаметного, но необходимого. Работала даже мини-колбасная, и уходящие на задание диверсанты исправно снабжались копчёными колбасой, мясом, салом… Кроме того, в цивильных лагерях так же, как и в лагерях боевых отрядов, были построены бани с парилками для одежды. Данный шаг был не случаен – многие хутора и сёла Западной Украины во время войны в условиях полной антисанитарии были охвачены эпидемией тифа. Страшно было даже подумать о последствиях, если бы эпидемия проникла в партизанскую зону! Поэтому бани стали отнюдь не прихотью, а суровой необходимостью – каждая группа подрывников, вернувшихся с боевого задания, прежде отдыха и доклада о результатах должна была помыться и продезинфицировать обмундирование. Вот и было предотвращено распространение тифа! Но самое главное – в цивильных лагерях была налажена выплавка тротила из неразорвавшихся мин, снарядов, авиабомб. Самой опасной и тонкой работой – обезвреживанием этих боеприпасов занимались опытные часовые мастера. Известно, что и другие партизанские отряды аналогично добывали взрывчатку, но тут поражает масштаб: 17,5 тонн взрывчатки добыли «чёртовы кухни» Дяди Пети! Эта цифра даже зафиксирована в академическом издании «Украинская ССР в Великой Отечественной войне советского народа 1941 – 1945 гг.». Отсюда логически следуют ещё две цифры, более которых также нет в истории Великой Отечественной войны: около 5 тысяч диверсий и более 800 уничтоженных воинских эшелонов гитлеровцев! Таков результат боевой работы диверсантов Дяди Пети. Причём вражеские эшелоны не просто пускали под откос. Отец такой формальный подход критиковал – обычно это означало не совсем удачную диверсию. Нужно было, чтобы взорванные паровоз и вагоны как можно больше своим ломом захламили пути, а железная дорога простаивала как можно дольше. Вот этого и добивались его партизаны… «Для меня была безразлична национальность» Таким образом, организацией цивильных лагерей Дядя Петя решил две взаимодополняющие друг друга задачи: во-первых, было спасено от истребления значительное количество лиц еврейской национальности (более 300 семей). Директор Волынского областного архива В.А. Наконечный в своей книге о Холокосте даёт такие цифры: «В области из 106 тысяч евреев, проживавших накануне войны, было уничтожено около 98 тысяч». Он же прямо пишет и том, что большинство спасшихся евреев Волыни, Ровенщины, Житомирщины уцелели именно благодаря заботе о них партизан соединения А. Бринского и других советских командиров. Во-вторых, обитатели цивильных лагерей избавили партизан от многих хозяйственных забот – исправно работали скорняжные, сапожные и портновские мастерские, пекарни, колбасная, прачечные. А сама боевая работа партизанских диверсионных групп обеспечивалась добытой на «чёртовых кухнях» взрывчаткой… Партизан-подрывник, а после войны учёный-историк Вазик Ордуханов так характеризовал деятельность отца: «Дядя Петя организовал много цивильных лагерей, где женщины, дети, старики были под охраной, где для них были созданы человеческие условия. Тысячам людей он сохранил жизни для нашей Родины. Об этой деятельности Дяди Пети нужно обязательно говорить и писать, потому что многие тогда думали лишь о себе, как бы выжить». Надо сказать, что на западных землях Украины Дядя Петя создал партизанское соединение имени Сталина из двух бригад (в Первой бригаде капитана А.А. Анищенко был двадцать один отряд, во Второй – майора С.П. Каплуна – девять) плюс нескольких отдельных отрядов общей численностью 2850 бойцов. Причём служили в этих соединениях люди самых разных национальностей – так, отряд уже упомянутого выше Н.П. Конищука (Крука) на 90% состоял из партизан еврейской национальности (увы, сам Конищук был зверски убит бандеровцами уже после войны, в 1948 году). Именно за эту работу, а также за очень результативную диверсионную и разведывательную деятельность Антон Петрович Бринский, известный в ГРУ Генштаба Красной армии под радиопозывным псевдонимом Брук, был удостоен звания Героя Советского Союза… По возвращении из вражеского тыла отец рассказывал: «Для меня была безразлична национальность человека, в наших отрядах смотрели на деловые и боевые качества. Я занимался с евреями больше других, потому что они больше пострадали, у них было больше ненависти. О евреях, находившихся в наших отрядах, я могу говорить как о героях». Так он говорил Василию Гроссману, который в июле 1945 года как представитель Еврейского антифашистского комитета взял интервью у отца «О борьбе еврейского народа в годы Великой Отечественной войны». В 1948 году была подготовлена к выходу в свет книга воспоминаний партизанских командиров «Партизанская дружба» об участии лиц еврейской национальности в борьбе по ту сторону фронта. Среди прочих, в ней был опубликован материал командира партизанского соединения Героя Советского Союза Бринского под названием «Эпизоды и встречи». Получилось так, что один из героев очерка Дяди Пети, капитан Борис Аронович Гиндин, случайно выпросил для себя в типографии один экземпляр. Этот поступок оказался спасением для самой книги. Потому что весь остальной тираж так и не попал к читателям, а был пущен под нож – начиналась кампания борьбы с космополитами, резко ухудшились отношения с Израилем, и тема трагедии еврейского народа, по большому счёту, оказалась вычеркнута из официальной истории. И только через 55 лет эта книга была переиздана белорусскими издателями… …Возвращаясь к кинофильму «Праведник», нужно прямо сказать, что в этой ленте достойно воспет подвиг главного героя, настоящего олицетворения Великой Победы советского народа – воина-интернационалиста. Именно таким образом, говоря словами нашего знаменитого нижегородского поэта Юрия Адрианова, исторические «факты наполняются величьем». И за это – огромное душевное спасибо создателям прекрасного фильма! Я всю жизнь интересуюсь историей партизанской борьбы в годы Великой Отечественной войны и мог бы сделать некоторые замечания по фильму, но считаю, что всё перевешивает главная идея фильма: героизм и гуманизм были нормой поведения советских людей. Думаю, что эти слова можно смело отнести и к нашим воинам, сражающимся против нацизма на фронтах нынешней специальной военной операции… Антон Бринский Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что девять добровольцев из Борского округа отправились в зону СВО.

Дядя Петя: как партизанский командир-нижегородец спас в годы войны сотни еврейских семей
© Нижегородская правда