«Снимите маску ради своих детей!»
Все в какой-то степени друг другу наставники, считает доцент кафедры дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики Курского института развития образования Ольга Барышникова. Ольга Олеговна – куратор областных педагогических проектов, направленных на поддержку детского чтения и семейного творчества: «Соловушка» «Мастерская слова: зёрна добра и красоты», «Родное слово в цифровом пространстве». А ещё она специалист в области андрагогики – науки об обучении взрослых людей. Её подопечные – люди с солидным багажом знаний и опыта и уникальных талантов. Это курские учителя. Воспитание – обоюдный процесс – Ольга Олеговна, у Сухомлинского есть фраза «Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» Согласны ли вы с этим высказыванием? – Я бы не дерзнула оспаривать Сухомлинского. Но очень важно понимать контекст этой фразы. Если взрослый пытается воспитать у ребёнка ту добродетель, которой сам не обладает, то получится обратный эффект. Воспитатель или родитель не может быть идеален. Но во взаимоотношениях должна быть искренность. Допустим, папа или мама в семье курят. Но если ребёнок видит, что родитель борется с вредной привычкой, относится к этому как к слабости в себе, то это тоже будет воспитывать ребёнка. И ещё нужно учитывать, что сегодня воспитывает не только родитель, но и среда – цифровая и реальное общение. Очень много факторов, влияющих на ребёнка… – В дореволюционные времена в состоятельных семьях образование в основном получали в семье. Может, к этой практике стоит вернуться? – Я бы не стала сравнивать и петь дифирамбы надомному обучению. В нём есть определённые ограничения. Раньше в замкнутом кругу семьи в основном обучали тому, что пригодится в жизни. Девочек учили рукоделию, языкам, музицированию. Мальчиков готовили к военной службе. Сейчас это не может быть массовым явлением. Для этого нужны ресурсы – педагогический, методический, финансовый. К тому же не будем забывать о социализации ребёнка в обществе. – Говорят, истинное призвание человека – это та профессия, в которую он любил играть в детских играх. – Не соглашусь. Всегда стоит учитывать момент развивающей среды. Ребёнок может не знать, к чему лежит его душа. Если не дать человеку кисти, он не почувствует призвание художника. Если он не видел книг и не был в библиотеке, он вряд ли станет писателем или читателем. Без соответствующих условий талант может заглохнуть. Семя должно прорасти, и чем раньше оно замечено, тем легче ему будет пробиться. Идеально, когда это происходит в сензитивный (то есть оптимальный) период. Хотя, бывает, уже и в зрелом возрасте у человека что-то открывается – просто раньше не позволяли условия. Например, поэзией, как правило, начинают заниматься в подростковом возрасте. Иногда ко мне подходят родители, учителя: «Вот у меня девочка стихи пишет. Скажите, ребёнок талантлив?» О детском творчестве судить всегда очень трудно – все дети талантливы. Сочиняет ребёнок стихи – хорошо! Но стихи не самоцель. Скорее это средство, позволяющее научиться глубоко чувствовать, образно воспринимать действительность. Стихосложение даёт мощное эмоциональное и речевое развитие. Среди моих воспитанников много тех, кто уже во взрослом возрасте с удовольствием читает поэзию, серьёзную литературу. И это даёт людям большой личностный ресурс. – Вы проводите конкурсы для талантливых детей. По большому счёту, в работе любого жюри всегда остаётся момент субъективности. И в этом смысле победа – немного лотерея. – Я как-то сказала одной учительнице, расстроенной тем, что её ученица не выиграла: «Для ребёнка плохо, когда он ещё ничего особого не сотворил, а уже становится в какую-то позу: я поэт, я художник. И при первой же неудаче он ломается, потому что не развит внутренний критик». Когда возникают истерики на пустом месте – это страшно. Иногда не столько ребёнку нужно призовое место, сколько его родителю важно удовлетворить свои амбиции. Поэтому у нас и возникла такая идея семейного совместного творчества с посылом к родителям: «снимите маску, покажите, что вы можете сами, что можете сделать для своего ребёнка, вместе с ребёнком». И взрослые вместе с детьми творят чудеса. Мама пишет сказку или колыбельную, а ребёнок-дошкольник её иллюстрирует. Это может быть солнышко, которое кривовато улыбается, или волк, у которого разные по размеру глаза… Но в этих работах столько эмоций, столько живого. В мае мы планируем открыть выставку самодельных книжек, приуроченную к 120-летию детского поэта Елены Благининой. На этот конкурс мы получили более 500 работ из разных районов области. Все они – это результат коллективного сотворчества, в котором участвовали дети, педагоги, родители. Ловим на блесну – Как побудить ребёнка читать, вообще заинтересовать учёбой? – Темп жизни изменился, нагрузки на детей очень большие. Нужно быть самому человеком увлечённым, открытым к знаниям, пытливым. При этом, считаю, не всё в учёбе должно быть интересным. Нужно воспитывать и силу воли, не стараться превратить образовательный процесс в игру, особенно для детей постарше. Если у ребёнка не выработается умение преодолевать трудности – его таланты не реализуются. Важен и пример взрослого. Если ребёнок не видит перед собой пример читающего родителя, занимающегося самообразованием, если книги в семье полностью заменили гаджеты, то именно они и выйдут у ребёнка на первое место. Противостоять этому пытаются учителя, библиотекари. На помощь приходят нестандартные ходы – когда через видеоряд, знакомые образы пытаемся подкрасться к сути. То есть в каком то смысле «ловим» ребёнка на блесну. – Вы имеете в виду жанр буктрейлер (короткий видеоролик, рассказывающий о какой-либо книге)? – Буктрейлер тоже не панацея. У этого жанра свои особенности. У нас в конкурсе «Родное слово в цифровом пространстве» есть номинация «буктрейлер». Он должен именно зацепить, побудить к чтению, задать вопросы, ответы на которые можно найти только в книге. Ребёнок как детектор лжи – Могут ли родители чему-то научиться у детей? – Безусловно. Ребёнок вообще более честное совершенное создание, нежели взрослый. Общаясь с детьми, родитель во многом и себя воспитывает. Допустим, ловит себя на какой-то неискренности. Ребёнок как детектор лжи, как лакмусовая бумажка. И, конечно, дети похожи на родителей. Воспитывать значит задавать определённую направленность личности. Есть какие-то природные предпосылки, такие как темперамент, характер, более мягкий или жёсткий человек, гордый или скромный. Хотим мы того или нет, ребёнок многое перенимает от нас, копирует нас. – Сегодня многие педагоги отмечают пользу коллективного творчества. Вы также используете его элементы в своей работе? – Индивидуальному творчеству должно предшествовать коллективное, большинству детей нужно взаимодействие. Я не говорю сейчас об особо одарённых детях. В коллективном творчестве есть дух соперничества без претензий сотворить что-то великое. Творчество открывает ребёнку радость в жизни, помогает раскрыться. И когда это доброе сердечко раскрылось, кто-то обязательно повернётся к нему лицом. Век живи – век учись – Вы работаете ещё и с учителями. Трудно ли «переподготовить» учителя? – Вопрос очень сложный. Не знаю, как корректно ответить на него, потому что мы постоянно меняемся ролями. И не раз мои наставники приходили ко мне в роли обучающихся, потому что профессия у меня такая – андрогог – обучать учителей. Это как с детьми и взрослыми – кто на кого влияет больше? Есть должностные обязанности, есть субординация, но при этом мы все в какой-то степени друг друга воспитываем. Я же понимаю при этом, какой талантливый может быть передо мной педагог. Был и вообще неординарный случай, когда поэт и замечательный педагог Юрий Асмолов пришёл к нам на переподготовку. И меня назначили научным руководителем его работы. И кто здесь чей наставник? Формально я, но с другой стороны – быть наставником Юрия Асмолова – кто кого больше учил? Здесь ведь важно учитывать не только должность, но и масштаб личности. Да, я могу показать, как правильно сделать работу, а он – как воспринимать мир вообще. Кто-то прозу превращает в стихи, а кто-то стихи в прозу – а в итоге продуктивный результат. Проекты, которые реализуются на нашей кафедре – это педагогические проекты, их инициируют творческие педагоги из разных районов нашей области. Главное в моей работе – поддержать, заметить, рассказать о лучших практиках. Хрестоматия «Соловушка» появилась по инициативе учителей начальных классов школы №59 г. Курска, вслед за ней – «Антошка», которую моя коллега Светлана Сергеевна Журавлёва сделала вместе с воспитателями детских садов. «Родное слово в цифровом пространстве» – детище учителей образовательных организаций Льгова во главе с учителем начальных классов Ириной Анатольевной Безрядиной. А вот «Мастерская слова» родилась вместе с конкурсом «Родное слово» спонтанно… Признаюсь, идея зрела. И когда учителя Льгова предложили проводить областной конкурс мультимедийных проектов, то тут же в полемике я и предложила сначала проводить литературный конкурс, а потом создавать визуальные образы на основе прочитанного. Я счастлива, что имею возможность общаться с интересными людьми. Вероника ТУТЕНКО Фото Павла Эшова