«А начиналось всё с Тёплого Стана». Знаменитый художник Сафронов жил на улице Тёплый Стан, 8
Народный художник РФ Никас Сафронов рассказал, как начинал жизнь в Москве на юго-западе.
«КОММУНАЛКУ ПОМЕНЯЛ НА «ОДНУШКУ» В ТОМ ЖЕ ДОМЕ»
– Никас, когда вы ещё не были известным, приехали покорять Москву. Где жили тогда?
– На юго-западе, на улице Тёплый Стан, 8. История, как я покорял Москву, долгая. Дело было так. Я родился в Ульяновске, в 15 лет уехал в мореходку в Одессе. Там проучился год и понял: это не моё, поступил в Ростовское художественное училище им. Грекова. Потом ушёл в армию, а после – моя мама была родом из литовских крестьян – поехал в Литву в Паневежис, маленький город, где и состоялась моя первая выставка. Потом переехал в Вильнюс, поступил в художественный институт. В процессе учёбы продавал картины и заработал себе на квартиру в Вильнюсе. Но один мой друг посоветовал: если хочешь состояться как художник, надо жить в Москве. И я поменялся на Москву: отдал в центре Вильнюса квартиру, а здесь получил в Тёплом Стане комнату в коммуналке. С неё и начал свою творческую жизнь в столице в 1983-м.
– В 1980-х Тёплый Стан был глухой окраиной, чуть ли не дырой. У вас не было такого впечатления?
– Не было, никогда не смотрел на Тёплый Стан мрачными глазами. Начнём с того, что я привык жить скромно: родился в бараке, который построили немцы для рабочих автозавода, жил в большой семье. Потом поселился в общежитии в Одессе; в Ростове и Паневежисе снимал квартиры. Так что никогда не обольщался, что переезжаю во дворец в Тёплом Стане. Но мне нравился этот район. Во-первых, там были рядом озеро и чудесный лес. Росло так много черёмухи, что воздух был волшебный. Во-вторых, именно на югозападе тогда открывались популярные магазины, и недалеко от меня построили универмаг «Лейпциг» на улице Академика Варги. Ко мне все друзья в Тёплый Стан просились в гости – у меня в «Лейпциге» были знакомые продавщицы, я доставал через них дефицитные вещи.
– Какие места были любимыми?
– Озеро! Ночью я работал, а по утрам летом шёл купаться, возвращался домой и отсыпался. Я не особо обращал внимание на жилищные условия. Хотя, конечно, работать в коммуналке было не совсем удобно. Ночью на кухне я писал картины, а утром надо было всё убрать (краски, полотна), чтобы мой сосед по коммуналке Ефим мог спокойно попить кофе. Тёплый Стан мне очень нравился. Поэтому вскоре я через председателя жилищного кооператива доплатил и поменял свою комнату на квартиру в том же самом доме. Это была «однушка» на первом этаже без телефона. Всё это я рассказываю к тому, что мне ничего не давалось просто так – я всё зарабатывал своим трудом, причём именно творчеством. У меня никогда не было других источников заработка и до сих пор нет ни компаний, ни других дополнительных подработок. Я принципиально не участвую в рекламе, не хочу. Потому что ты смотришь – актёр хороший и вдруг рекламирует лекарства от поноса или ещё чего-то. Я готов рекламировать (бесплатно) нашу столицу и говорить всем и каждому, что она великая и прекрасная. А вот средства от перхоти и таблетки от геморроя творческому человеку хвалить, мне кажется, не совсем правильно. Хотя, конечно, у каждого своя жизнь, но вот у меня такие принципы.
– Долго вы жили на юго-западе?
– Несколько лет. Потом я заработал денег, поменял «однушку» в Тёплом Стане на Малую Грузинскую. В 1989 году Влад Листьев пригласил во «Взгляд», после той программы меня стали узнавать, печатать в журналах. В 1991 году ко мне приехала Софи Лорен в гости, Михаил Горбачёв приходил посмотреть мои работы. Я подружился с Валентином Гафтом, он стал писать стихи на мои картины, а я, в свою очередь, картины на его эпиграммы. Я всё время работал, и моя карьера пошла в гору. Но никогда я не хотел быть известным, хотел быть профессиональным. И судьба предоставляла мне шанс.
– Знаю, что вы не раз участвовали в мероприятиях, которые проводятся в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского.
– Я дружу с братьями Запашными. Если Эдгард и Аскольд проводят благотворительные акции, я всегда участвую, никогда не отказываюсь. Это наше человеческое братство.
– Как вы познакомились с руководителями Большого Московского цирка?
– Трудно сказать, где, с кем и когда я познакомился. Чаще знакомства происходят на столичных фестивалях и на проектах, связанных с Москвой. Ты видишь, что этот человек такой же, как и ты, патриот России, патриот своего города, заботится о Москве. Значит, есть общие интересы. Начинаешь дружить, чувствуешь, что этот человек сделан из одной глины с тобой. Вот братья Запашные – патриоты Москвы, патриоты страны. У них всегда хорошие идеи. Они замечательные, суперпрофессиональные люди и бескорыстные, что немаловажно.
– Братья родом с юго-запада Москвы, а Аскольд и сейчас живёт в ЮЗАО. Вы бывали в гостях у Запашных?
– Мы дружим семьями, да. И в гостях друг у друга бываем, и в Большой Московский цирк я к ним приезжаю, и они приезжают на мои выставки.
«ПОДДЕРЖИВАЮ МЕРОПРИЯТИЯ ДВОРЦА ПИОНЕРОВ»
– На юго-западе на улице Косыгина находится знаменитый Дворец пионеров на Воробьёвых горах. Заходили к ним?
– Да, там отличные детские мероприятия проходят, конкурсы детского рисунка, поделок. Также на Воробьёвых горах проводятся открытые выставки-конкурсы рядом со смотровой площадкой. Почему принимаю в них участие? Я уверен, что состоявшийся человек обязан передать свой опыт людям – и тем более молодым.
ДОСЬЕ
• Никас Сафронов (настоящее имя – Николай) родился 8 апреля 1956 года в КонноПодгородной слободе (с 1961 года в составе Ульяновска).
• Действительный член Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор Ульяновского государственного университета.
• Отец, Степан Григорьевич Сафронов, из семьи потомственных православных священников, ведущей своё начало, согласно симбирским летописям, с 1668 года.
• Есть четверо старших братьев: Александр, близнецы Владимир и Анатолий, Алексей и младшая сестра Татьяна.
• Первая жена – Драгана. Вторая жена – Франческа. Третья жена (незарегистрированный брак) – Мария.
• Трое сыновей – Стефано 1992 г. р., Лука СафроновЗатравкин 1990 г. р., Ландин 1999 г. р.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ