Инклюзивный театр "ЧАЙКИ". Как культурный проект помогает детям-инвалидам обрести себя.
Благодаря проекту "Инклюзивный театр ЧАЙКИ", поддержанному Президентским фондом культурных инициатив, 12 детей с ОВЗ различной сложности смогли преодолеть свои страхи и сомнения, стать уверенней в обществе, развить речевой аппарат и выйти на одну сцену с "обычными" ребятам. Но этот проект помог не только молодым актерам. Взрослые смогли понять, что эти дети, в сущности, ничем не отличаются от нас. Автор проекта Виктория Сид рассказала, как и какой ценой создавался инклюзивный театр "Чайки". Как родилась идея проекта? Идея проекта родилась из творческого кризиса нашей главной героини. Она окончила театральный колледж и уже вовсю работала по профессии. Как вдруг, после премьеры очередного спектакля, у нее закончились силы. Вы поймете ее, если хоть раз сталкивались с работой на сцене в морально тяжелых постановках. Когда репетиции выкачивают из тебя все соки, а последние силы ты оставляешь на сцене: — Я решила уйти в свободное плавание. Мне был необходим перерыв для восстановления себя и своих творческих сил. И в тот период нахождения в состоянии паузы и отдыха от сцены, мне поступил звонок. Звонок из МПГУ. С просьбой выступить в рамках международной конференции для молодых студентов со спектаклем, где будут задействованы дети с особенностями развития. "Здравствуйте, мы видели ваш социально-психологический спектакль, в который вы включили детей с ОВЗ…". Я предоставила контакты коллег, объяснила, что больше не работаю в том театре, где я ставила эту инклюзивную постановку. Меня вежливо перебили: "Нет, Виктория, мы хотим видеть именно вас! Студенты видели ваш спектакль. Они остались в восторге и хотят поговорить с вами как с режиссером, который СМОГ задействовать в постановке детей с ОВЗ!". Отказать я не сумела… И Виктория начала экспресс-работу по постановке спектакля. Почему "экспресс"? До конференции оставалось две недели. Поставить спектакль по серьезному произведению — рассказ "Между двух стульев" Евгения Клюева — задача сверхсложная. А сделать подобную постановку с детьми с ОВЗ — на первый взгляд, невозможно: — Я за неделю обошла все возможные театры. Отсмотрела ребят для спектакля. Выбрала кандидатуры. И у нас оставалось всего 7 дней для того, чтобы подготовить хотя бы эскиз — о целом спектакле мы уже не мечтали. Три дня я ездила по квартирам к ребятам и лично с каждым прогоняла текст. Два дня общих прогонов на сцене. И еще один день на финальную "репу" непосредственно перед выступлением. И у нее получилось. 50 зрителей. 50 студентов-логопедов, психологов, психотерапевтов и будущих педагогов накинулись на Викторию с вопросами о нюансах и секретах работы с детьми с ОВЗ. А у Виктории не было никаких секретов! Она, сама не подозревая этого, нашла тот волшебный ключик, который открывает двери в мир успешной коммуникации с детьми, которые "не такие, как мы" (а, может, это мы не такие, как они…). — После спектакля родители, придя в себя от захлестнувших их эмоций, сказали: "Мы остаемся с вами. Мы хотим, чтобы вы продолжали…". Это и было началом инклюзивного театра "Чайки". Началом длинной и сложной истории. Это был март 2019 года… Сколько уже живет театр? Театр живет уже больше трех лет. Два года из них — на чистом энтузиазме и без финансовой поддержки со стороны. — В 2019 году мы начали проект. Я собрала своих друзей из театров. Тех, кто мог преподавать сценическую речь. Первый спектакль в декабре того года мы сыграли на свои средства: без зарплат и гонораров, все из своих карманов. Занятия по актерскому мастерству шли нон-стоп каждую неделю. Чем дети с ОВЗ отличаются от нас? С одной стороны — многим. С другой — ничем. Из рассказа понять это трудно. Можно только увидеть самому. — Наш первый спектакль — "Голос" — представляет собой документальную историю, построенную по схеме "вопрос-ответ". Дети-актеры сами на сцене отвечают на вопросы, рассказывают о любви и своих мечтах. И когда они начинают давать ответы, зрители понимают, что, на самом деле, мы мыслим одинаково. Наш внутренний мир ничем не отличается от их мира. У них те же самые мечты, те же "хотелки". Да, у нас есть физические различия. Но, по сравнению со внутренними сходствами, они настолько незначительны… Если говорить про различия, то Виктория отмечает тот факт, что дети с ОВЗ более дисциплинированны, чем обычные актеры: — Я работала с обычными актерами в театре. И они могут позволить себе опоздать на репетицию. Мои ребята в театре "Чайки" — никогда. Обычные актеры могут позволить себе устроить скандал из-за усталости на многочасовых репетициях. Мои — никогда. И не думайте, что детям в инклюзивном театре даются послабления или щадящий график. В "Чайках" идут полноценные двухчасовые — а перед премьерами трехчасовые — репетиции. Был случай: для тизера новой постановки нужно было отснять часть спектакля. Съемка шла более 5 часов. Перерывов не было. И никто из ребят не жаловался, что устал. Никто не сдался. — Та пятичасовая съемка для родителей была шоком. Они не ожидали, что их дети на такое способны. А они способны на куда большее… Почему "Чайки"? — В момент рождения идеи инклюзивного театра я прочла книжку Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Я вдохновилась. И связала две чайки: чеховскую — в которой я, условно, актриса, карьера которой не складывается, и чайку Баха, где они — это Джонатан Ливингстон. Ведь в этом произведении красной нитью проходит тема наставничества и мотивации. Мотивации, которая им так необходима, и которую они могут получить в инклюзивном театре. Сама судьба распорядилась назвать театр именно "ЧАЙКИ". За три года наблюдается положительное влияние театральной практики на детей? — Положительное влияние огромное. И не меньшее влияние оказал этот театр на меня: я поняла, что с ними не нужно "сюсюкаться" и делать им поблажки. Им это не нравится. Секрет в общении с детьми с ОВЗ заключается в том, что с ними нужно говорить на равных. Как со взрослыми. И я дошла до этого через долгие открытые разговоры с каждым из них. Детей же театр "Чайки" сделал более раскрепощенными. Это заслуга постоянной импровизации. Постоянного нахождения на сцене и в контакте с другими ребятами и со зрительным залом: — У нас в помещении театра общая гримерка, в которой переодеваются дети из других кружков и мои ребята. И если раньше, когда с ними здоровались "обычные" дети, у детей было некоторое стеснение и волнение, то сейчас все наоборот: стесняются "обычные", когда мои приходят и начинают обниматься, спрашивать, как дела, рассказывать что-то о себе. Они стали гораздо более уверенными. Также Виктория отмечает огромный прогресс в улучшении речевого аппарата. Ведь, в основном, у детей с ОВЗ проблемы с речью. Занятия с логопедом — это хорошо. Но они не сравнятся с практикой в реальных условиях на сцене. Когда ты, хочешь-не хочешь, а обязан говорить хорошо. "Чайка" помогла ребятам научиться лучше формулировать свои фразы. Больше говорить. Больше запоминать. — Что касается памяти, то для родителей это было шоком. Полтора часа на сцене. Идеально заученный текст без единой запинки. По началу родители волновались, что дети не смогут выучить столько материала. Я сказала: "Смогут". И они выучили. И теперь зубрят не только свои роли, но и роли других актеров: на случай ЧП все на сцене должны знать текст постановки, чтобы подстраховать коллег. Почему обратились в Президентский фонд культурных инициатив? — Обратились от отчаяния. Когда два года мы отработали без какого-либо финансирования со стороны. Без зарплат. Что-то делая своими руками, что-то из своего кармана. Мы устали. Устали мои волонтеры, которые стали предпочитать оплачиваемую работу участию в спектаклях "Чайки". Я не могла брать подработки, потому что театр, фактически, стал работой и забирал все свободное время. Благотворительность — это хорошо. Но отдавая, хочется и получать… И Виктория приостановила деятельность "Чайки". Она собрала родителей, волонтеров и объявила, что занятий не будет. Если не будет финансирования. — Вы скажете, что можно было поставить "Чайку" на коммерческие рельсы и брать деньги с родителей за занятия. Плюс продажа билетов — вот и прибыль. Можно было. Более того: родители сами предлагали платить. Я отказалась. Из-за моральных принципов. Я не могла позволить себе брать денег с семей, которым и без того тяжело… В этот период упадка и отчаяния ПФКИ объявил о старте первого грантового конкурса. И сочувствующие коллеги по театру предложили Виктории податься. А возможность участвовать в конкурсе как ИП стала шансом спасти "Чайку". — Мой близкий друг с опытом участия в грантовых конкурсах проконсультировал меня, как правильно заполнить заявку. За два дня до подачи зарегистрировала ИП. И рискнула. Риск оправдался. Теперь театр живет… Без президентского гранта "Чайка" бы погибла? — Если не погибла, то точно бы начала падать на уровень "кружка по интересам". Поймите, сделать скромный камерный спектакль на 60 человек стоит порядка 300 тысяч рублей: это аренда, зарплаты, декорации, логистика. Простая математика: возьмите с каждого зрителя по тысяче, и вернете обратно всего 60 тысяч. Все театры на финансировании фондов или государства. Прибыль со спектаклей минимальна. Сами бы мы не вывезли… Благодаря гранту "Чайки" смогли провести полноценный театральный сезон из четырех больших спектаклей и порадовать детей первой в их жизни самостоятельно заработанной зарплатой. Что эксперты хотят видеть в заявке? — Прозрачность и конкретика. Это номер один. Актуальность. Два. И поддержка. Это три. В чем секрет успеха, когда участвуешь в грантовых конкурсах? — В следовании инструкциям. Фонд предоставляет все нужные документы, чек-листы. Внимательно изучите. Еще раз изучите. В третий раз изучите и приступайте к работе над заявкой. Не нужно "отсебятины". В положениях прописано все, что нужно написать в заявке. Самый сложный раздел заявки? Бюджет? — Нет, бюджет мне показался очень легким в плане составления. Серьезно? Вы — первый наш гость, которому раздел с бюджетом показался легким! — Самым сложным для меня было все, что связано с длинными текстами. Обоснование актуальности и качественные результаты. Я люблю много говорить, но не люблю много писать. Меня хватает на три строчки, а расписывать в деталях — не мое. Пришлось постараться, перебороть себя. Сколько по времени заняла заявка? — Две недели. Делали все впопыхах. Позвонила коллега: "Вика, там ПФКИ объявил конкурс, срочно открывайте ИП!". Неделю собирала документы для ИП.Неделю, не вылезая из компьютера, писала заявку. Какие проблемы возникали по ходу проекта? — Серьезных — никаких. В декабре 2021 года нас подвели с помещением. Буквально перед премьерой спектакля позвонили и ошарашили информацией, что они все напутали, и на эти даты зал занят. Не хотелось переносить сроки по гранту, резко стали искать подходящее помещение. Но не нашли. Должны были играть в начале декабря, а сыграли в конце. Довольны ли дети тем, что получилось в итоге? Финансовая отчетность по гранту сдана. В мае отыграли последний спектакль в сезоне. Теперь ребята на заслуженных каникулах. Обычно мы спрашиваем: "Довольны ли тем, что получилось?". Но здесь более уместным будет вопрос: "Довольны ли дети?". Ведь "Чайки" — это про детей и для детей: — Дети очень счастливы. 31 мая мы отыграли финальный спектакль и на сцене в торжественной обстановке в красивых конвертах я вручила детям их первый полноценный гонорар. Видеть эти лица, когда они понимают, что могут сами купить себе игрушку или сходить в кафе — бесценно. Ребята плакали от счастья. Родители плакали от счастья. Я плакала от счастья… Слушая рассказ Виктории, сам креплюсь, чтобы не пустить скупую мужскую… От родителей был отдельный поклон и благодарность за гонорар, врученный детям. Все мы понимаем, что работать за "спасибо" и аплодисменты — это, конечно, приятно. Но получить физическую прибыль, которую можно потратить на себя — куда лучше. Какое будущее у проекта? — Мы подались на еще один конкурс ПФКИ. Надеемся его выиграть и реализовать новые планы. А планов много. Во-первых, мы уже зарегистрировали свой благотворительный фонд. Пока что не знаем, что из этого выйдет, но надеемся, что он предоставит нам больше возможностей. Затем мы добавим в репертуар новый спектакль по произведению моей подруги Елены Бордовой "Сказки из розового горшочка". Оно будет адаптировано под наш формат, и вместо истории трудного ребенка, как в оригинале, будет рассказана история ребенка с ДЦП. Где можно увидеть результаты проекта? На сайте можно ознакомиться с труппой театра "Чайки" и с его репертуаром. Там же есть ссылка, по которой можно финансово поддержать проект. Благотворительный сбор уже помог собрать больше 35 тысяч рублей! Поделитесь с друзьями и дайте шанс "Чайке" жить дальше! В социальных сетях проекта смотрите фото-видео отчеты с репетиций и спектаклей. 5 советов будущим грантополучателям. 1. Следуйте инструкциям, которые предоставил фонд. 2. Верьте в свой проект, и в него поверят другие. 3. Будьте конкретными в написании грантовой заявки. 4. Не паникуйте в критических и проблемных ситуациях. 5. Помните: все проблемы и трудности — решаемы! Если дети с синдромом Дауна смогли выйти на настоящую сцену, значит, нет ничего невозможного! Ты — редкая птица, такие встречаются в лучшем случае одна на миллион. Ричард Бах. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон.