Школа Цицеронов. Лучший учитель-логопед Москвы работает в Раменках

Скоро лето – время отпусков и каникул, и, значит, у родителей появится больше возможностей для развития детей. С чего начать?

Школа Цицеронов. Лучший учитель-логопед Москвы работает в Раменках
© На Западе Москвы

Конечно, с формирования правильной речи, ведь именно она является условием для успешно обучения ребёнка в школе.

Так считает победитель конкурса «Педагоги года Москвы – 2023» в номинации «Учитель-дефектолог», преподаватель школы № 1498 Екатерина Шмакова. Осенью она представит столицу на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства. Мы попросили её рассказать о своей методике и поделиться с читателями несложными упражнениями на развитие грамотной речи у детей.

По мнению Екатерины Шмаковой, трудностей в устной и письменной речи у современных детей стало больше. Но есть действенный метод их преодолеть. «Я искала универсальный инструмент, который мог бы использоваться для развития речи ребёнка младшего и среднего возраста, и им стали фольклор и литература, причём их малые жанры: пословицы, поговорки, фрагменты сказок», – поделилась Екатерина.

«В своих занятиях Екатерина Васильевна опирается на традиции отечественной педагогики и, конечно, использует передовые технологии. Сейчас это актуально. Это наш вклад в формирование суверенной системы образования», – отмечает директор школы № 1498 Елена Малиованова.

Детям должно быть интересно. Поэтому логопед сочетает пескотерапию и крупотерапию. Ребятишки охотно выкладывают из фасоли слоги, пишут слова на песке и находят спрятанные в нём картинки. Дополнительно развивается мелкая моторика, формируя образное мышление.

ТЕСТ

Ребёнок готов к школе, если:

✔ правильно произносит все звуки и различает их на слух;

✔ умеет выделять слова, слоги и звуки в потоке речи;

✔ обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос или ответить на него;

✔ правильно использует предлоги, приставки, союзы и строит предложения;

✔ в речи нет незаконченных и не связанных между собой предложений (связная речь);

✔ передаёт интонацией различные чувства;

✔ в речи нет нарушений темпа: пауз, запинок.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения на развитие речи удобно делать в спокойной обстановке или на прогулке:

✔ «Цепочка слов» – придумать слова, в которых конечный звук предыдущего слова – это начальный звук нового: МАК – КОТ – ТИГР – РИС – СЛОН и т. д.

✔ «Слог да слог – и будет слово» – слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти (составление слов из слогов, данных в разбивку): НА-РО-ВО, КА-СУМ. Можно писать слоги мелом на асфальте, палочкой на песке и т. д.

✔ «Превращения слов» – заменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: ЛАК – РАК, МАК; ТОЧКА – ДОЧКА, БОЧКА и т. п.

«Скажи наоборот» – играем в упрямцев, которые делают всё наоборот. Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает слово с противоположным значением: ЖАРА – ХОЛОД, ШИРОКИЙ – УЗКИЙ, ГОВОРИТЬ – МОЛЧАТЬ, ДАЛЕКО – БЛИЗКО и т. п. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, и эффект достигается быстрее.