«Европейские театры продолжают ставить наш балет»: хореограф Алла Сигалова — о русской классике, воспитании и детях

Многосерийный фильм «Балет» вышел в прокат на видеосервисе Wink в конце мая и уже вошел в топ лучших российских сериалов 2023 года. Главную роль — хореографа Руты Майерс — исполнила Алла Сигалова. И это не единственная работа артистки за последнее время: в апреле она поставила спектакль «Каренина. Процесс» в Театре Наций.

«Европейские театры продолжают ставить наш балет»: хореограф Алла Сигалова — о русской классике, воспитании и детях
© Вечерняя Москва

— Алла Михайловна, почему вы выбрали роман «Анна Каренина»?

— Потому что этот роман Льва Толстого абсолютно уникален: каждый раз, перечитывая его, я нахожу новые ответы для себя — в поступках героев и в выводах, которые они делают.

— Вы сделали центром спектакля бракоразводный процесс Карениных. Почему?

— Это краеугольный камень в сей ис тории, который и становится триггером для развития сюжетных линий.

— И в этом процессе у вас роль прокурора, вы обвиняете Анну. А каково ваше личное отношение к ее поступкам?

Игорь Цвирко: Русский балет невозможно забыть

— С позиции своего возраста я рассуждаю так: не бывает правильных и неправильных поступков. Но не знаю, что бы я сделала на ее месте в свои 28 лет.

— А какой выход вы видите из ее ситуации? Был ли у нее шанс сохранить рассудок и остаться живой?

— Рассудок сохранить ей было невозможно, потому что главный морок, который с ней случился, — это любовь. В моей творческой биографии есть только два литературных произведения, которые рассказывают о крайней степени этого состояния, — в Театре Табакова еще при жизни Олега Павловича мы поставили спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», и теперь — «Анна Каренина».

— В роли Анны вы изначально видели актрису Софию Эрнст. Почему?

— Во-первых, потому что она — хорошая артистка и умная женщина, которая понимает, что проживает ее героиня не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Еще очень важна фактура. Соня — женщина невероятной красоты. У нее очень русские черты, но при этом она инфернальна, как Аэлита (марсианка, героиня одноименного фантастического романа Алексея Толстого. — «ВМ»). Может быть, внешне она кому-то кажется девушкой с обложки, но на самом деле гламур — это не про нее. Она моя ученица, и я отлично знаю, что в работе она себя не щадит.

Режиссер Мила Комракова: Артисты балета могли работать, даже балансируя на канатах

— Зрители знают вас в том числе благодаря популярному телешоу «Танцы со звездами», в котором вы были членом жюри. Судья на конкурсах вы жесткий и категоричный, а режиссер вы тоже авторитарный?

— Режиссер всегда авторитарен, вопрос только в том, какие средства он применяет. Можно руководить, оскорбляя и унижая, что для меня категорически неприемлемо. Я ненавижу такую форму общения режиссеров с артистами! Я отношусь к актерам, как к детям, которым нужна моя помощь. И всегда даю возможность попробовать проявить себя.

— У вас очень жесткий график — ранний подъем, весь день репетиции. Но у вас ведь двое детей. Не сложно ли было совмещать роль мамы и режиссера?

— Очень сложно, особенно когда росла старшая дочь Анна. Я тогда работала в нескольких театрах одновременно и часто брала ее с собой. Когда родился младший сын, Михаил, я уже поняла, что так неправильно. Все вечера я проводила дома с семьей. Достаточно большой отрезок времени я совсем никуда не ходила, не видела спектаклей. На какое-то время я выпала из жизни, но это нормально.

— Какой у вас взгляд на детство? Нужно ли давать детям свободу?

— Детей надо направлять. Если им позволить делать все, что они хотят, они налопаются шоколада, а потом их придется везти в больницу! Им нужен надсмотр, родители должны быть рядом. Воспитание никто не отменял, это важнейшая часть структурирования нашего будущего.

— Вы говорили, что самое главное воспитание — книги. Вы следили за тем, что читают дети?

— Да. Я точно знаю, что есть необходимая литература, которую должен прочесть человек, считающий себя образованным и причастным к определенным культурным традициям. В первую очередь это русская классика. Раз мы живем на этой части суши, мы обязаны досконально знать культуру. Как можно не читать Толстого, Чехова, Лескова, Паустовского? Но и зарубежная литература тоже важна! Мы же все росли на сказках Андерсена, например.

Евгений Папунаишвили: Я объехал полмира и считаю, что лучше всего жить в России

— Вы много работали за рубежом. Сейчас все контакты прервались или проекты продолжаются?

— Есть очень разные случаи, но у меня до сих пор много предложений. Сейчас в театре Ла Фениче в Генуе шли репетиции оперы, над которой работают мои ассистенты. Я занимаюсь постановкой спектакля «Каренина. Процесс», поэтому не смогла приехать лично на премьеру в Италии. Я пока с запретами не сталкивалась.

Конечно, отмена русской культуры — не надуманное явление. Но вместе с тем только что в Баварской опере с огромным успехом поставлена «Война и мир», Ла Скала открывает сезон «Борисом Годуновым», где поют наши выдающиеся певцы, и так далее.

— То есть пока политика не превалирует?

— Нельзя обобщать. Вот два главных театра Европы обращаются к русской музыке. Везде продолжает идти балет «Лебединое озеро». Весь мир на Новый год показывал «Щелкунчика».

— В одном из интервью вы сказали, что люди — самое важное в жизни. Оглядываясь назад, кто стал знаковым лично для вас?

— Мои педагоги. Одна из них — Мария Осиповна Кнебель, которая пригласила меня преподавать танец у себя на курсе, и уже 40 лет я продолжаю преподавать в ГИТИСе. Она была ученицей Станиславского, и я горжусь тем, что от него меня отделяет всего одно рукопожатие!

ДОСЬЕ

Алла Сигалова — хореограф, актриса, театральный режиссер и преподаватель. Родилась 28 февраля 1959 года в Волгограде. Преподает в ГИТИСе и Школестудии МХАТ. Ее спектакли идут на сценах ведущих московских театров: в МХТ имени Чехова, Театре Олега Табакова, Театре Наций. Была членом жюри в телевизионных проектах «Танцы со звездами», «Танцуют все!» и «Dance революция».

СЮЖЕТ

В прошлом советская прима-балерина, а ныне хореограф с мировым именем Рута Майерс возвращается в страну спустя почти 40 лет, чтобы поставить на сцене главного балетного театра страны спектакль. Рута вынуждена заново выстраивать отношения с друзьями и врагами, за прошедшее время ставшими ключевыми людьми в русском балете. Она оказывается в эпицентре страстей и интриг, очень далеких от мира искусства.

— Вы уже 40 лет преподаете в ГИТИСе. Чему важно научить артистов?

— Нужно научить человека понимать, что он личность, и взращивать, развивать индивидуальные качества в нем. Но по статистике, из курса выходят три человека, которые становятся сильными в профессии.

— Как в вашей жизни произошел поворот от хореографии к драматическому театру?

— Я не переходила резко, а совмещала — получив травму, я должна была понять, куда идти дальше. Я окончила Вагановское хореографическое училище, а потом — режиссерский факультет ГИТИСа. Соединение хореографии и драматического театра — моя профессия. На фото справа: Алла Сигалова с сыном Михаилом

— После съемок в телешоу «Танцы со звездами» вы стали строже относиться к актерам?

— Артисты обязаны хорошо двигаться! Им не нужна хореографическая подготовка, но их тело — инструмент, применение которого оправдано актерским действием.

В работе режиссера меня волнуют не танцы, а насколько хорошо актер владеет телом. Ведь на самом деле на сцене есть только два инструмента — движение и голос.

— Почему вы решили написать книгу «Счастье мое!»? Сейчас уже работаете над второй?

— Мне необходимо было рассказать о людях, которые были рядом, есть рядом и которым я благодарна. Так произошло, что вокруг меня выдающиеся люди. И когда ты общаешься, то не думаешь, что это какой-то особенный человек. Но начинаешь размышлять и понимаешь, что эти люди значат в истории театра, музыки, хореографии или живописи. Мне захотелось поделиться своим открытием!

— В спектакле «Каренина. Процесс» все герои одеты в черное. Почему выбрали этот цвет?

— Это самый аристократический цвет. Это цвет благородства, величественный и торжественный.