Медвежья услуга: почему родители не должны выбирать профессию за детей

Дать детям лучшее образование и помочь им найти свой путь в жизни – задача каждого родителя. Но как правильно подобрать ребенку престижную и вместе с тем соответствующую его способностям и подготовке профессию? Эта животрепещущая тема обсуждалась на открытом родительском ЛекториУМе, который организовал региональный центр развития талантов «Вега» в парке «Швейцария». Чем пахнут ремесла Папы и мамы, участвующие в лектории, вместе с кандидатом психологических наук, бизнес-тренером, сертифицированным профориентологом Ольгой Шурыгиной искали ответ на вопрос: «Как родители могут помочь своему ребенку с выбором профессии». «Я работала в нескольких университетах Нижнего Новгорода и сейчас продолжаю работать в вузе, постоянно вижу студентов, которые учатся без желания. Когда их спрашиваю, почему они так относятся к учебе, то отвечают, что пошли учиться не туда, куда бы им хотелось, а поступили на данную специальность по настоянию родителей», – делится своими наблюдениями Ольга Шурыгина. Дети либо не доводят обучение до конца, либо получают диплом и не работают по специальности – это следствие давления родителей, их страстное желание, чтобы ребенок получил диплом топового вуза, а также сделанный им неосознанный выбор профессии без учета наклонностей и изучения прогноза спроса на рынке труда. Когда нужно готовить ребенка к выбору будущей профессии и нужно ли это делать? Ольга Васильевна убеждена, что именно родители должны давать ребенку первые представления о мире профессий. Говорить на эту тему стоит начиная с начальной школы. Дети в возрасте семи-десяти лет очень любознательны, нужно это использовать и расширять картину мира ребенка. С семи лет, когда начинается школьная жизнь, дети изучают такой предмет, как «Окружающий мир», и темы, в которые дети погружаются, самые разнообразные. В дополнение к ним следует рассказать сыну или дочери о том, чем занимаются родители, близкие родственники. Стоит объяснять, что в рамках одной профессии есть разные направления, что, например, бывают дизайнеры одежды, дизайнеры интерьеров, а также специалисты в области ландшафтного дизайна. В младшем школьном возрасте их стоит приобщать к разным настольным играм, связанным с миром профессий, смотреть мультфильмы и фильмы, посвященные представителям разных специальностей. Важно отметить, что в этот момент не идет речь о выборе профессионального пути, главное – формировать представления о профессиях, чем занимаются их представители. Что в приоритете Далее очень важно определить склонности ребенка. Как это сделать? Стоит внимательно наблюдать, анализировать, что ему по-настоящему нравится делать. Самый лучший вариант – дать возможность детям попробовать себя в разных направлениях, это можно сделать, пробуя силы в различных кружках, посещая мастер-классы. Необходимо оценить то, насколько данная деятельность увлекательна для ребенка, насколько долго ребенок готов заниматься тем или иным делом, а главное, готов ли он доводить начатое дело до конца. «Сегодня дети активно пользуются соцсетями, смотрят ролики разных блогеров, в том числе тех, которые рассказывают о своих профессиональных успехах. Спросите ребенка, за представителем каких профессий интересно ему наблюдать», – советует профориентолог. У каждого поколения детей свои приоритеты. Современные подростки хотят зарабатывать с помощью Интернета, блогерства. Это сегодня такая же повальная история, как когда-то молодые люди хотели быть поголовно юристами или экономистами. Считается, что блогеры много зарабатывают. Но, стоит объяснить ребенку, что блогер должен уметь многое, а главное – у него должен быть опыт и знания, которыми можно делиться. В основе любого выбора профессии лежат не только наклонности ребенка, но и ценности. Например, в педагогику, как и в медицину, стоит идти людям, которым нравится чем-то делиться, отдавать, заниматься служением. Можно спросить ребенка: «Ради чего ты готов вставать рано, преодолевать трудности?» Узнайте, какой любимый герой у ребенка. Даже если он из фантастического романа о Гарри Поттере, то стоит уточнить, какие черты этого героя привлекают больше всего, почему хочется быть похожим на юного волшебника. Актуальный вопрос – Почему ребенку трудно выбрать определенную профессию? – Физиологи утверждают, что отделы коры головного мозга, отвечающие за принятие важных решений, созревают только к 21 году. Это объясняет то, почему в детском возрасте сложно сделать выбор. Как известно, профессии условно распределяются на четыре блока – творческие, естественно-научные, технические и гуманитарные. Ребенок в любом случае больше тяготеет к какому-то блоку. Главное следует помнить, что на протяжении жизни можно не раз менять направления своей деятельности. Человек развивается, меняются его интересы, окружение, запросы общества. Ребенок одинаково способен развиваться в разных областях. Таких примеров немало. Например, известный психолог Лев Выготский имел юридическое образование. Профи всегда востребованы Часто выбор ребенка и родителей не совпадает. Ольга Шурыгина рассказала о случае, когда профессиональные тесты показали, что самая подходящая профессия для молодого человека – столяр, и его увлечение тем, что он постоянно что-то выпиливал, строгал, это подтверждало. Но в семье сами столяры отец и дед при поддержке мамы выступали против того, чтобы сын этим занимался, считая профессию столяра сегодня немодной. Родители хотят подобрать ребенку актуальную для рынка труда профессию. С одной стороны, это правильно. Но, с другой, стоит понимать, что нет востребованных профессий, есть специалисты, профи в своем деле, которые имеют высокую квалификацию или талант, и поэтому ценятся на рынке труда. Существующий в обществе стереотип, что представители некоторых профессий мало зарабатывают, на самом деле несостоятелен: профессионал в своем деле, как правило, материально не страдает. Чтобы понять генетически заложенные наклонности ребенка, можно составить генеалогическое древо профессий, проанализировать, чем разные поколения занимались в этой семье. Часто дети выбирают те же направления, что и близкие родственники. Кстати С 1 сентября 2024 года в России начнут действовать новые правила обучения в вузах по целевому набору. Федеральный указ об этом подписал президент России. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, более 70 процентов выпускников-целевиков в 2022 году трудоустроены. Чтобы система работала лучше и эффективнее, с 1 мая будущего года заказчики будут размещать свои предложения на платформе «Работа в России», созданием которой занимается Минтруд России. Напомним, целевое обучение подразумевает, что абитуриент поступает в вуз в рамках квоты по трехстороннему договору между ним, вузом и работодателем. Получив диплом, выпускник идет работать только к своему работодателю, который гарантирует трудоустройство. Цифровая платформа даст возможность всем абитуриентам познакомиться с предложениями работодателей в целом по стране и выбрать любой регион для прохождения целевого обучения. Это уникальный шанс для выстраивания индивидуальной карьеры. Кроме того, вся информация о наличии у абитуриента права на прием в пределах целевой квоты будет передаваться на суперсервис «Поступление в вуз онлайн» напрямую из платформы «Работа в России». Это освободит абитуриентов от необходимости прикреплять сканы подтверждающих документов. Сегодня больше всего целевых мест выделяется на медицинские специальности. Готовых рецептов нет Личностное самоопределение у детей происходит начиная с 14 – 15 лет. В этом возрасте человек активно ищет свое место в жизни, задается вопросами: кто я, на что способен, что могу? В старших классах дети знакомятся с полным набором школьных предметов. В это время важно дать им попробовать себя в разных направлениях, участвовать в профессиональных пробах, посещать с экскурсиями предприятия, дни открытых дверей, которые проводят и вузы, и предприятия. Мотивируйте ребенка на участие в олимпиадах, профильных конкурсах, составляйте портфолио достижений. Можно пройти профориентационную диагностику. Однако важно понимать, что ее результаты – это не конечный ответ на вопрос, какую выбрать профессию, а рекомендации. Как правило, специалисты определяют три наиболее подходящие ребенку варианта развития карьеры. Готовых решений не стоит ждать, однако опытный профориентолог объяснит ребенку то, как правильно подойти к выбору будущей профессии. Родителям важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не выбирают профессию за него. Главная задача родителей – поддержать свое чадо, поверить в него. Запугивая тем, что он должен выбрать профессию раз и навсегда и не имеет права на ошибку, ситуацию можно только загнать в тупик. Александра Махлина