Связь поколений: в Музее Гаража особого назначения открылась выставка «Машинки и механизмы счастливого детства»
«В моем детстве была похожая игрушечная дорога. Помню, интересно с ней получалось возиться. Особенно разбирать и смотреть, из чего она состоит. Жалко, что однажды собрать ее обратно уже не удалось, но что делать - так познается мир», - над музейной витриной склонился серьезный мужчина в очках, заметивший среди экспонатов знакомую игрушку. Она не появлялась в его жизни лет двадцать. А чуть в стороне, рядом с советским «конем педальным», крутились совсем юные мальчик и девочка. Сегодня у них в основном другие развлечения, но ведь очень любопытно узнать, во что играли родители, бабушки и дедушки! Так в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ сегодня проходило открытие выставки «Машинки и механизмы счастливого детства». К мероприятию присоединились и корреспонденты издания «Вести Подмосковья».
Зал временных экспозиций до 6 августа превратился в огромный и яркий мир детства. На стенах расположены красочные информационные стенды и ретро-фотографии малышей, запечатленных много лет назад за рулем маленьких автомобильчиков, а по всему пространству стоят витрины с механическими игрушками, моделями на дистанционном управлении, коллекционными вариантами. Отдельное место занимают главные герои выставки - педальные машинки. Среди них есть «Москвичи», редкие «Нева», «Малыш», «Стрела», уникальные «ГАЗ-А» и «ЗиС», а еще иностранные модели.
На выставке то и дело звучала фраза: «Если у тебя в детстве не было педальной машинки, а ты вырос и купил Лексус, то у тебя в детстве все равно не было педальной машинки!». И правда, подобная машинка стала мечтой миллионов ребят. Вообще появление в СССР детских педальных автомобильчиков (как самодельных, так и заводских) расценивалось как весомый повод для гордости. Например, в 1934 году несколько детских педальных машинок участвовали в параде на Красной площади, посвященном Международному юношескому дню в Москве. А в 1935-м такие машинки присоединились к первомайскому параду. Кроме того, в 1934-м проводился пробег на педальных автомобилях. Пионеры из Московского городского дома юного техника сами построили модели для того мероприятия.
Некоторые экспонаты приехали погостить в Музей ГОНа из Музея педальных машин. Например, маленький «ЗиС» 1945 года, созданный специально для детей одного из видных партийных деятелей, а еще «Илюша», который выпускался на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. Ласковое название навеяно основной продукцией авиазавода - самолетами ИЛ-76 и ИЛ-114. А «Оренбуржец» (на фото) родился на машиностроительном заводе в одноименном городе.
Есть и экспонаты, которые с большой любовью собирает коллекционер Максим Никулин. «Конь педальный», трехколесная «Ракета», Pedale de course 30-х годов без реставрации и с родной краской… Когда-то с маленьким автомобильчиком играли счастливые мальчишки, им наверняка завидовали приятели из соседнего двора. «В целом с педальными машинками ситуация такова: одних моделей было сделано очень много, сейчас их можно приобрести тысяч за десять. А есть модели достаточно редкие. Тогда цена - это вопрос договоренности продавца и покупателя. Иногда она дорастает до 500-700 тысяч рублей, когда речь идет о редких экземплярах, у которых хорошо сохранилась комплектация (бампер, колеса, фары, руль и т.д.)», - рассказал Максим Никулин корреспондентам издания «Вести Подмосковья».
Кстати, Максим планирует собрать самую большую коллекцию педальных машинок в мире. «Есть коллекционеры, которые порой даже фотографии своих моделей не показывают, не выставляют нигде. А для меня важно, чтобы люди смотрели на эти машинки. Их должны видеть дети, о них должны вспоминать взрослые», - добавил он.
На выставке получится заглянуть в будущее благодаря работам студентов и выпускников Академии им. Строганова. Молодые специалисты занимаются проектированием, представляют, как будут выглядеть детские машинки нового поколения. «Этот проект мы делали на первом курсе. Поначалу все отнеслись с настороженностью, ведь хотелось сразу приступить к чему-то более глобальному. Но, как показала практика, уменьшенный стилизованный автомобиль - то, с чего стоит начинать. Нужно было выбрать какой-либо легендарный автомобиль, в моем случае это Bugatti Royale. К слову, всего в прошлом веке выпустили менее 10 таких машин. Смысл нашего проекта был не просто в уменьшении автомобиля и «подгонке» под ребенка, а еще и в грамотной стилизации, работе над безопасностью, продумывании деталей. На первом курсе я разрабатывала машинку для совсем маленьких детишек, то есть просто «бегунок», а на втором курсе появился более серьезный педальный аналог для ребят постарше», - показала свой проект корреспондентам издания «Вести Подмосковья» второкурсница кафедры «Дизайн средств транспорта» Елена Григорьева.
«Вот гладкие машинки, у которых все окошки и дверцы были нарисованы, мне не нравились. Лучше, когда было что открыть, достать и пощелкать», - поделился один из взрослых гостей выставки со своим приятелем. «А мне однажды родители подарили педальную машинку. Хорошая была, качественная. Потом у меня ее кто-то украл», - вторил тот. «Нельзя сказать, что новая выставка ориентирована только на детей. Она интересна и нам с вами, взрослым. Хочется, чтобы посетители находили в витринах давно забытые игрушки, узнавали их, погружались в приятные воспоминания. Мы создали эту большую игровую комнату с разбросанными разноцветными кубиками, чтобы каждый мог хотя бы на 10-15 минут внезапно вернуться в детство. Оно того стоит», - отметил куратор выставки, директор по музейно-выставочной деятельности Музея ГОНа Илья Сорокин.