Психолог Наумова дала рекомендации родителям, чьи дети попались на воровстве урожая с чужого огорода

Наступило лето. Миллионы российских детей выехали с бабушками и дедушками на дачи, чтобы ближайшие три месяца носиться по полям и лесам, купаться, удить рыбу, объедаться свежими ягодами и фруктами. Но что делать, если малина на соседнем участке показалась ребенку слаще своей, и от соблазна удержаться не удалось? Как поговорить с чадом, полакомившемся чужим урожаем, журналу «Слово и Дело» рассказала детский, семейный психолог Наталья Наумова.

Психолог Наумова дала рекомендации родителям, чьи дети попались на воровстве урожая с чужого огорода
© Слово и Дело

Давным-давно, 85 лет назад в свет вышел рассказ Николая Носова «Огурцы», ставший классикой советской детской литературы. Позднее история про мальчика Котьку, укравшего огурцы с колхозного поля, вошла в фильм «Фантазеры» 1965 года. Правда, в картине мальчик стал Яшкой, но сюжет от этого не изменился. Напомним, Котька/Яшка вместе с приятелем залезли на колхозное поле, нарвали огурцов и чудом сбежали от сторожа. Пришедший домой мальчик похвастался матери добычей, но та выставила ребенка за дверь с требованием вернуть украденное. «Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын», — заявила она. Ни в 1938 году, когда был написан рассказ, ни в 1965-м, когда вышел фильм, такой подход к воспитанию не вызывал особого удивления. Однако в наши дни действия женщины выглядят чрезмерно жестокими. Она мгновенно отвергает ребенка, обостряя ситуацию до предела. Конечно, в воровстве ни 85 лет назад, ни сейчас ничего хорошего нет. Но как объяснила

корреспонденту «Слово и Дело» психолог Наталья Наумова

, в такой ситуации важно не продемонстрировать ребенку неприятие его поступка, а дать ему возможность самому разобраться, где он был не прав. «Прежде всего нам важно спросить ребенка, почему он собрал эти огурцы, малину или что-то другое. Задаем вопрос, для чего тебе это было нужно. Даем поддержку, говорим, что да, понимаю, малина такая вкусная, тебе хотелось малинки. И дальше задаем вопрос, чей это участок, кому эта малинка принадлежит», — рассказала психолог. По словам Натальи Наумовой, с маленьким человеком нужно проговорить, что делать, если чего-то сильно хочется, но это чужое. Объяснить, что можно, например, похвалить малинку и спросить у ее хозяев, можно ли взять одну. При этом подчеркнуть, что даже если очень хочется, но это чужое, то самостоятельно брать в любом случае нельзя. И если хозяйка сада отказалась угостить, то с этим необходимо смириться. Впрочем, останавливаться на грустной ноте не стоит. Следующим этапом беседы должно стать развитие сюжета. Стоит обсудить с ребенком, где еще можно раздобыть малины. На своем участке, на рынке, в магазине. Ключевая задача здесь — не дать готовый ответ, а помочь дойти до верного вывода самостоятельно. «Мы помогаем ребенку понять, как в данной ситуации лучше поступить, и тогда он начинает анализировать. Он не травмирован, не обижен на родителей, лишь понимает, что он сделал неправильно», — пояснила эксперт. В заключительной части воспитательного момента нужно проговорить, как исправить содеянное: попросить прощения, вернуть украденное. Возможно, возвращать даже нет необходимости. Например, если подвергшийся «набегу» участок заброшен. А иногда возвращать уже нечего, все давно съедено. Но в любом случае закончить беседу нужно тем, что больше так поступать не следует. «Нужно исходить из ситуации. Не надо действовать так прямолинейно, как в произведении Носова поступала мама. Все равно мы детям показываем, что даже если ты ошибся, оступился, сделал что-то не так, мы тебя очень любим. Это очень важно, чтобы ребенок понимал, что родители его любят, понимают, поддерживают. Но есть вопросы, в которых он неправильно себя повел и таким образом прежде всего навредил себе. То есть по-доброму помогаем ребенку осознать ситуацию и сделать верный вывод», — заключила Наталья Наумова. Если ребята помладше уже вовсю помогают бабушке на даче полоть грядки с морковкой (или пропадают где-то в окрестных полях и лесах), то юноши и девушки заняты тем, что сдают всевозможные экзамены. При этом некоторые не надеются на собственные силы и поддерживают организм различными средствами. Одним из популярных среди старших школьников и студентов препаратом является отпускаемый без рецепта экстракт элеутерококка. Как работает это лекарство, и действительно ли оно помогает лучше запоминать материал журналу «Слово и Дело» рассказал врач-невролог Рустем Гайфутдинов.