Что это такое аутизм и откуда он берётся. Объясняем простыми словами
Аутизм — расстройство психики человека, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Аутизмом называют целую группу расстройств аутистического спектра (РАС) — именно так принято называть болезнь в медицинских источниках. Проще говоря, аутизм, или РАС — это когда человеку трудно общаться с другими людьми. А ещё у него своеобразное восприятие мира и нетипичное поведение. Например, он зациклен на какой-то теме или слишком часто повторяет одни и те же действия. Аутизм довольно распространён. Каждый 160 новорождённый в мире имеет РАС. При этом, по информации Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в стране в 2021 году с аутизмом рождался каждый 44 младенец. Откуда берётся аутизм Нет какой-то одной общей для всех причины возникновения РАС. Специалисты сходятся во мнении , что расстройство может быть вызвано действием неблагоприятных генетических, экологических и психологических факторов. Одной из распространённых причин называют наследственность. Так, согласно исследованиям, у малыша с аутизмом это же расстройство в среднем имеют 5% родственников. Поэтому для отслеживания всей цепочки наследственных причин специалисты учитывают микросимптомы РАС у каждого из родителей. Виной возникновения РАС у ребёнка могут быть и осложнения беременности у матери. В частности, это вирусные заболевания или сложный токсикоз , ведущий к нехватке кислорода у плода и поражениям головного мозга. Или даже особый вид диабета . Симптомы аутизма у детей РАС проявляется по-разному. Неспециалисту бывает трудно выявить общее у пациентов с диагнозом «аутизм». Некоторые специалисты считают, что первые проявления аутизма можно заметить уже у грудничков, но единого мнения по этому вопросу нет. После года симптомы проявляются ярче, а к двум-трём годам расстройство уже можно диагностировать. По мере взросления симптомы могут ослабевать, а иногда и полностью исчезнуть, но в большинстве случаев они сохраняются всю жизнь. Специалисты выделяют триаду симптомов аутизма у детей: 1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. Ребёнок будто настроен «на свою волну», не проявляет интереса к другим детям, отказывается от общих игр и развлечений. Его сложно заинтересовать, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослым. Также он: не замечает, когда родители ушли или вернулись; расстраивается, когда взрослый пытается присоединиться к игре; сидит в кроватке один и издаёт громкие монотонные крики; не улыбается в ответ на улыбку; не реагирует на имя; сопротивляется объятиям и поцелуям, не идёт на руки даже к родителям. 2. Нарушения в сфере коммуникации. Дети с аутизмом, как правило, учатся говорить позже сверстников и часто не используют жесты. Чтобы заявить о желаемом, они могут использовать руку взрослого как инструмент, подведя его к предмету. В тех случаях, когда речь появляется, не используют слова для общения. Хуже сверстников понимают обращённую к ним речь и выполняют просьбы. Также такие дети: избегают зрительного контакта; повторяют слова, не обращённые ни к кому. 3. Нарушения в поведении. Они проявляются в своеобразии, ограниченности и стереотипности интересов и деятельности. Например, ребёнок: проявляет необычный интерес к бытовым предметам (кондиционер, пульт и т. д.), может надолго замирать и разглядывать их; кружится вокруг своей оси; очень близко подносит предметы к лицу и вращает; не играет в игрушки, как обычно, а, например, интересуется лишь одной частью, крутит колесо у машинки, лопасть у вертолёта и т. д.; часто много раз взмахивает руками; расставляет игрушки в ряд; играет с пальцами перед своими глазами; пытается съесть несъедобные предметы — постельное бельё, шторы; долго раскачивается из стороны в сторону, сидя на месте; долго щёлкает выключателем, зажигая и выключая свет. Помимо этой триады, есть и другие , дополнительные признаки аутизма. Нарушение моторики ходит на цыпочках; нарушена оценка расстояния до предмета, это приводит к неловкости; плохая координация движений, с трудом учится взбираться по лестнице; не может кататься на велосипеде; не может захватывать и удерживать мелкие предметы; удивительная способность удерживать равновесие при общей неуклюжести; проблемы с регуляцией тонуса мышц рта, слюнотечение. Обострённая чувствительность может тяжело переносить ряд раздражителей, приемлемых для сверстников: шум, музыку, запахи, прикосновения, свет и т. д. Из-за этого ребёнку сложно находиться в непривычной обстановке; среди аутистов встречаются дети, совсем не чувствующие боль или с пониженной чувствительностью к ней. Бывает и наоборот, повышенная чувствительность к боли; не принимает новое: шарики, свечки на торте и т. д.; сопротивляется мытью, раздеванию, причёсыванию, стрижке, пристёгиванию ремнями безопасности; может никак не реагировать на громкие звуки, но при этом оборачиваться или вздрагивать, услышав слабый звук. Причинение себе вреда клочьями вырывает у себя волосы; стучится головой о твёрдую поверхность; кусает и царапает себя, отдирает кожу. Причиной такого поведения обычно становится любопытство или сниженная чувствительность к боли. Вред может быть серьёзным. Нарушение чувства опасности отсутствие инстинкта самосохранения; не распознаёт опасные ситуации; игнорирует собственный негативный опыт, стремится к опасности вновь и вновь, нарушая правила. Расстройства пищевого поведения чрезмерная чувствительность к вкусу еды, соглашается есть только определённый набор продуктов; регулярные или частые поносы или запоры. Расстройства сна путает день с ночью; короткие периоды сна, часто просыпается ночью; трудно уложить спать. Симптомы аутизма у взрослых Их также делят на разные группы. Эмоции и поведение Эмоциональные и поведенческие симптомы у взрослых с аутизмом схожи с детскими. Это может быть повторяющееся поведение, необычно сильная реакция или её отсутствие на сенсорные раздражители (прикосновения, звук, свет, запахи). Кроме того, у взрослых людей с РАС эмоциональная реакция на разочарования или смену обстановки может выражаться сильнее. Коммуникация У взрослых пациентов с РАС могут быть проблемы с речью: она может быть жёсткой, похожей на робота — таким пациентам сложно менять тон голоса (например, понизить голос, если это необходимо). Речь у человека с аутизмом может быть повторяющейся, построенной с помощью одних и тех же словосочетаний. При этом словарный запас увеличен в тех областях, которыми заинтересован пациент. Он гиперфокусирован на одной сфере, хочет постоянно говорить о ней с другими. Взрослые пациенты с аутизмом могут не понимать сигналы от собеседника, такие как жесты, мимика или язык тела. Они также избегают или не чувствуют необходимости смотреть в глаза оппоненту. При этом человек с РАС не всегда замкнут, он может любить общение. Существует мнение, что у людей с аутизмом отсутствует эмпатия. Но, по данным ряда исследований, эмпатия у пациентов с РАС есть, им просто нужно научиться её «включать». Координация движений У некоторых взрослых с аутизмом, как и у детей, встречается неуклюжесть, им сложно выполнять простые задачи — например, ходить или завязывать шнурки. Этот симптом не учитывают при диагностике, так как присутствует не всегда. Есть ряд особенностей людей с РАС, которые можно расценивать как позитивные: это удивительная концентрация, внимание к деталям, способность долго и скрупулёзно заниматься одним делом. Классификация аутизма Аутизм в Международной классификации болезней (МКБ) располагается в отдельной группе общих расстройств психологического развития и имеет код F84 Специалисты делят пациентов с РАС на две группы: высокофункциональные и низкофункциональные. На одном конце этой шкалы люди с сильными нарушениями, которым требуется комплексная помощь, на другом — пациенты, имеющие шансы на самостоятельную жизнь в будущем. Место на этом отрезке определяет врач. Однако такое деление вызвало критику окружения людей с РАС. Они указали, что невербальные пациенты по этой шкале относятся к низкофункциональным, но с их мышлением и способностью коммуникации всё в порядке. Поэтому аутизм часто делят не на клинические формы, а по степени необходимости сопровождения — от полного и постоянного сопровождения человека или частичного опекунства до полной самостоятельности. Бывает ли приобретённый аутизм Случается, что ребёнок развивался нормально, а потом утратил какие-то навыки, перестал говорить и интересоваться окружающими. После этого ряд специалистов ставит диагноз «приобретённый аутизм». В качестве причин обычно называют прививки АКДС, сильные стрессы, травмы головы, тяжёлые заболевания. Однако официального подтверждения теории о приобретённом аутизме нет. Специалисты считают , что аутизм, вероятнее всего, является наследственным, а не приобретённым расстройством. По их мнению, болезни, травмы и прививки могут стать спусковым крючком, после которого заболевание начинает прогрессировать. Страшилка про прививки возникла неслучайно. Слухи о том, что аутизм может развиваться из-за вакцинации, стали расходиться после статьи, опубликованной в авторитетном медицинском журнале The Lancet в 1998 году. Автор материала Эндрю Уэйкфилд уверял, что ослабленный вирус кори из вакцины вызывает воспаление в кишечнике, после чего возникает аутизм. Он призывал отказаться от комплексной вакцины против кори, паротита и краснухи в пользу моновакцин. При этом Уэйкфилд за год до выхода статьи запатентовал собственную вакцину против кори. Медика уличили во лжи, его материал отозвали из журнала, а самого мужчину лишили права заниматься медициной. История вызвала широкий резонанс среди учёных и медиков. Исследования показали , что процент распространения аутизма среди привитых и непривитых детей был один и тот же. Как диагностируют аутизм Не существует инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% диагностировать РАС. Необходимо профессиональное наблюдение за ребёнком. Оно может включать игры, беседы, опросы родителей о поведении ребёнка дома, об особенностях развития. В России диагноз устанавливает врач-психиатр. Специалисты смежных профессий — педиатры, неврологи, нейропсихологи и психологи — могут привлечь внимание родных к тревожным симптомам и рекомендовать консультацию доктора. Если родители встревожены аномалиями в поведении ребёнка, они могут пройти специальный тест на аутизм для детей раннего возраста M-CHAT-R. Он предназначен для детей 16–30 месяцев. Тест содержит 20 вопросов закрытого типа (подразумеваются ответы «да» или «нет»), в конце подсчитываются баллы, и в соответствии с полученным числом определяется степень риска. Можно ли вылечить аутизм Лекарственной терапии РАС не существует. Медикаменты помогают бороться лишь с сопутствующими расстройствами: снижать выраженность проблем поведения (например, гиперактивности или раздражительности), устранять нарушения сна, работы желудочно-кишечного тракта и неврологические нарушения. Основная терапия — обучение. Для каждого ребёнка с РАС этот процесс будет индивидуальным . Кому-то необходима очень интенсивная помощь для освоения навыков речи и поведения в социуме, а кто-то может сам обучаться сложным вещам, нуждаясь лишь в небольшой поддержке. Факты об аутизме Пациенты с РАС могут иметь детей. Есть шанс , что малыши родятся без аутизма. Если РАС только у одного родителя, то шансы равны 50/50, если у обоих — то около 25%. 2 апреля — всемирный день аутизма (точнее, распространения информации о проблеме). Ежегодно, начиная с 2008 года, в мире проводятся акции, просветительские и другие мероприятия, посвящённые проблеме аутизма. В знак солидарности с людьми с аутизмом и их близкими, для привлечения внимания общества к проблемам РАС в мире, по инициативе фонда Autism Speaks ежегодно проходит акция «Зажги синим» (Light It Up Blue). Синий — официальный цвет организации. В странах, участвующих в акции, здания подсвечивают синими прожекторами. В РФ акция проходит с 2013 года. (autizm-1603608437.html) «За последние годы был достигнут значительный прогресс в повышении осведомлённости и принятии аутизма, в том числе благодаря многим выдающимся защитникам аутизма, которые неустанно работают над тем, чтобы донести до широкой общественности жизненный опыт аутистов», — говорится на сайте ООН. (autism-day) Пример употребления на «Секрете»: «Ребята с аутизмом часто гораздо лучше условно здоровых сотрудников справляются с работой, связанной с классификацией, систематизацией, большими объёмами информации для запоминания. У них такие особенности мышления. И к предсказуемой коммуникации они вполне способны, особенно если она чётко регламентирована». (Директор центра «Изумрудный город» Надежда Степунина — о том, как трудоустраивает людей с аутизмом.)