Сергей Рякин: «Новые спектакли вижу во сне»
Сергея Рякина приглашал в свой Театр кукол сам легендарный Сергей Образцов. Незадолго до этого он получил от 16-летнего Серёжи письмо, в котором тот просил о встрече. Прочитав, пригласил на встречу. С тех пор прошло много лет – Сергей Леонидович Рякин отпраздновал 50-летний юбилей. А накануне дня рождения с ним встретился наш корреспондент. Куклы с детства – Вы с детства мечтали стать актёром именно театра кукол. Почему такой выбор? – Мне очень нравились первые рисованные мультфильмы – особенно «Аленький цветочек». Но когда я увидел кукольный мультфильм «Мороз Иваныч», движущиеся куклы произвели на меня ещё большее впечатление. Моих ровесников было не оторвать от «Ну, погоди!», а для меня волшебством были именно куклы. Первую я сделал в десять лет после того, как наткнулся на журнал «Юный техник». В руки мне попал именно этот номер, как сделать профессиональную тростевую куклу. Конечно, у меня ничего не вышло, я был ещё слишком мал. Я замучил взрослых – просил сделать шток, мне был срочно необходим сыромятный ремень. Я искал его на чердаке, в подвале, у бабушки в сундуке. И вот кукла была готова! Не помню почему, но я называл её Простокваша. Скорее всего, потому что кукла была бледнолицей: румян у меня не было. Следующую куклу изготовил из папье-маше. Увлёкся так, что мама не могла меня дозваться. Я полюбил искусство кукольника прямо до ревности. Ради своего увлечения поступил в художественную школу. – Как относились родные к вашему увлечению? – Помню, как ахнул мой дядя, когда однажды, отдёрнув занавеску, показал ему всех кукол: «Батюшки, племянник!». Кукол к тому времени было уже более десятка. Весь цыганский хор из знаменитого «Необыкновенного концерта» театра Образцова. Тогда это было что-то неистовое – во мне горело всё! В Кировский театр кукол я ездил даже в 40-градусный мороз. Меня называли фанатом, и даже местная газета обо мне написала. – Каким был первый спектакль, в котором вы приняли участие? – Спектакль, который в доме культуры показывал театр «Гапид» (это профессиональное слово, означающее скелет кукольного механизма, – «КП»). В шестом классе я стал руководителем кружка, который сам организовал. К тому времени я обладал уже довольно большими знаниями. Я уже мог давать советы и педагогам. «Гапид» стал популярен не только в нашей школе, но и за её пределами. Однажды меня познакомили с артистом Кировского театра кукол. Как только он заговорил, и я услышал его поставленный театральный голос, мне стало даже страшно: «Настоящий артист!» Он посмотрел моих кукол, очень похвалил. Вскоре мы стали ставить и уличные спектакли. Афишу я писал от руки и вешал у колонки – это было очень людное место, афишу видели все, кто приходил за водой. На спектакли приходили все, кто был свободен от работы и от огорода.Они специально назначались на то время, когда грядки уже будут политы и на улице светло – в 7:00 летнего вечера. – Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Сергеем Образцовым? – Мне было 16 лет, когда я написал ему письмо на двух страницах. Рассказал, что люблю театр, занимаюсь куклами, шью костюмы, подбираю музыку. Что живу в посёлке далеко от Москвы, хочу побывать в его театре, увидеть представления, спектакли. Отправил письмо, не очень-то рассчитывая на ответ. Ему приходили миллионы писем со всего мира. А ведь Сергею Владимировичу было уже 90 лет! Но однажды я увидел конверт из Москвы. Тут же распечатал: «Уважаемый Сергей Леонидович, приезжайте в наш театр!». Родители меня отпустили, и я отправился в Москву. Тогда поговорить с Образцовым не удалось: Сергей Владимирович попал в больницу. Мы встретились только через год, перед тем, как мне идти в армию. «Вы уже артист, – сказал тогда Сергей Владимирович. – В любое время приезжайте к нам, мы возьмём вас учеником, можем устроить в цех, будете помогать делать кукол». Конечно, Образцов не обещал, что я сразу буду артистом, но он видел мои «аномалии» и хотел, чтобы я пришёл в театр. – Почему же вы не последовали его совету? – Через год я ушёл в армию. На втором году службы я стал часто наведываться в клуб – ходил в библиотеку, выискивал всё, что касается кукол. В клубе, конечно, был зал, где показывали фильмы. Однажды спросил: «А можно я поставлю спектакль?» Мне разрешили. Замкомвзвода выделил четверых солдат, и мы поставили два спектакля: «Кощей бессмертный» и «Про Федота стрельца, удалого молодца». Со своими спектаклями мы даже выезжали на гастроли – показывали семьям военнослужащих. В итоге командир части и написал мне рекомендательное письмо в Ярославский театральный институт. – Какое впечатление на вас произвёл вуз? – Я чувствовал себя Данилой-мастером у Хозяйки Медной горы. Мне хотелось постичь все тайны мастерства. И мастер, который меня принял в Ярославле, тоже почувствовал в зажатом провинциальном мальчике артиста. Там я познакомился с будущими коллегами, с которыми вместе и по сей день, – уже 25 лет мы работаем в Курском театре кукол. В Курск нас пригласил главный режиссёр Курского театра кукол Валерий Бугаёв, увидев нас на студенческом фестивале «Будущее театральной России». Попасть в маску – Как работаете над образом? Что сложнее всего? – Сначала биографию персонажа надо выстроить. Для этого часто приходится наблюдать за живым персонажем. А потом уже перенести на куклу. Надо знать, как смотрит кукла, что она думает. Лицо куклы, сделанное мастером, называется маска. Попасть в маску – это значит сделать так, чтобы у зрителя было мнение, что это кукла говорит, а не актёр. Надо понять характер куклы, почувствовать, каким голосом она заговорит. А чтобы это понять, актёр должен много наблюдать, у него должна быть большая копилка образов. В «Тереме» я очень долго искал этого Ивана. Он чистейший добрый человек, отговорить должен спокойно. Домовой ему такие шпильки вставляет, а он спокоен. Долго искал Ивана. Внешность Ивана славянская, глаза белёсые. Трудяга, наверное. Видел, что он цельная натура. А я, скорее, человек порывистый. А Иван – глыба. Вот как говорить за ведьму, я понял сразу. – Вы работаете как режиссёр в воскресной школе при Свято-Троицком женском монастыре. Как пришли туда? – В 2009 году повёл дочку в воскресную школу. В школе с детьми занимаются матушки-монахини. Они как раз готовили к Рождеству спектакль «Морозко». Репетировали, а я просто смотрел. И, конечно, сразу стал им давать советы. Узнав, что я служу в театре, сказали: «Давайте к нам. Вы нам очень поможете». Работаю по сей день. Но как режиссёр я самоучка. Образование ведь у меня актёрское. Используя опыт работы в театре, создаю спектакли. Каждый год три – на Рождество, Пасху и Троицу. Театр в воскресной школе для меня также очень дорог. Я люблю детей и люблю их открывать. Некоторые маленькие артисты добились больших успехов – Маша Гонтар стала победителем на «Доброй волне». Талантливых детей немало. Руководитель воскресной школы – матушка Августа, она у меня учится профессиональным качествам, а я смирению, доброте и духовности. – А смешные случаи на ваших репетициях бывают? – Помню, как-то две «опытные» 12-летние актрисы не могли произнести свои слова. На вопрос Ани: «Кто ты», Надя должна была ответить: «Я волшебница». Девочки отлично знали текст, всё у них получалось. Но здесь они не могли произнести ни слова и начинали смеяться. Я уже был готов их снять с роли. По крайней мере, им так сказал. И вот премьера. На вопрос: «Кто ты» актриса вдруг ответила: «Душа твоя». Актрисы на этот раз не рассмеялись. Как говорят в театре, раскололись. Всё прошло отлично. – Что хотелось бы ещё сыграть? – На самом деле в голове – громадьё. Даже во сне вижу новые спектакли. Я не успокоился! Беседовала Елена ГАМОВА