Испытание рождением: Как врачи спасали жизнь новорожденной со смертельным диагнозом

Врачи четырех медицинских центров спасли жизнь ребенку со смертельным диагнозом

18-го июня в России отмечается День медицинского работника. Миллионы историй доказывают настоящую самоотверженность и человеколюбие людей, которые выбрали эту профессию. Врачи — не Боги, спасти всех не получается, но они продолжают снова и снова пытаться. История Николь Никитиной в очередной раз доказывает нам, что, объединяя усилия и принимая грамотные решения, они все-таки могут сделать невозможное.

испытание рождениемФото из архива семьи Никитиных

История маленькой Николь, девочки, которую спасали врачи сразу четырех медицинских учреждений, облетела всю Россию. Ребенок, который не должен был родиться, благодаря силе духа родителей и мастерству отечественных врачей, сегодня радуется солнцу, перебирает маленькими пальчиками и, смеясь, смотрит на маму.

«На 26-й неделе беременности я как будто что-то почувствовала… Пришла на внеплановое УЗИ, где врач с огромными глазами уставилась в монитор. Потом она пригласила коллегу, еще одного, и еще. Собралась целая делегация. Нас отправили к генетикам, а потом заключили, что дадут направление на прерывание беременности… Мне рассказали, что у моего ребенка обнаружен редкий тип поликистоза почек. Если эти дети и доживают до родов, то после них могут прожить всего пару дней.

Мы решили, что во чтобы то ни стало будем бороться! Поехали в Москву, побывали в огромном количестве клиник, но все разводили руками, — шанса выжить у ребенка не было, врачи это понимали. А если он и родится, то до пересадки точно не доживет. Муж стал узнавать, смогут ли нам помочь за границей, но все в один голос твердили, что нигде нам не помогут. Нам объясняли, что у Николь будет максимум несколько дней», – рассказывает трясущимся голосом мама девочки.

Одно будущая мама поняла точно: с первого дня жизни ее малышке придется вести бой за жизнь с болезнью. И, несмотря на все врачебные мнения, которые им с мужем довелось услышать, она чувствовала сердцем, что из этого боя Николь должна выйти победителем. Нужно было сохранять спокойствие и делать все возможное на каждом этапе. Первой задачей для семьи стал поиск родильного дома, где врачи готовы будут помогать новорожденной крохе всеми силами. Несколько месяцев специалистов, которые были бы готовы принять роды с такой историей, не находилось. Пока семья не попала в родильный дом городской клинической больницы имени Ерамишанцева.

новорожденнаяФото из архива семьи Никитиных

«Мы очень редкий экземпляр, и мне было важно родить в роддоме, где хорошая детская реанимация. Врачи знали историю Николь, ждали ее дня рождения вместе с нами, всей больницей. Всю жизнь я буду им благодарна! Это настоящие специалисты. Первые минуты спасения Николь прошли именно там. Было очень сложно эмоционально, ведь мы не знали, выживет она или нет, хотя я до безумия верила в нее. Муж все это время был рядом, он перерезал пуповину, а уже через минуту ее унесли в реанимацию. Сейчас я все-таки могу сказать, что это был самый счастливый день моей жизни, но тогда было страшно».

УЗИ показало: почки девочки увеличены настолько, что сдавливают все органы. На следующий день врачам пришлось вызвать из больницы имени Сперанского диализную бригаду. Приехавшие специалисты сразу поняли, с какой серьезной задачей им придется столкнуться. Они должны были разобраться, понимают ли родители всю серьезность ситуации и готовы ли полностью посвятить себя лечению ребенка.

«Мы долго беседовали с врачом – Макуловой Анастасией Ивановной, которая сказала, что ни одного выжившего ребенка с таким диагнозом в России нет, но, посмотрев на нас, добавила, что кто-то ведь должен стать первым, так пусть это будет наша Николь. Нас предупредили, что придется не лежать в больнице, а жить: может быть год, а может и два, и три. Мы встали на этот трудный, тернистый путь и не были готовы отступать».

На третий день Николь удалили почки. Два с половиной месяца она находилась на аппарате искусственной вентиляции легких, который буквально дышал за нее. Два раза у нее случался разрыв кишечника. Ребенку провели около восьми операций и установили катетер для диализа, чтобы заместить работу почек.

Через какое-то время Николь с мамой перевели в больницу Святого Владимира. Из-за постоянных инфекций и осложнений пришлось пойти на гемодиализ, хотя он проводится маленьким детям только в крайних случаях. Но Николь без «искусственной почки», так называют диализный аппарат, было уже не обойтись. Потом еще семь операций и каждый раз всем казалось, что это конец, что ребенок нескольких месяцев от роду просто не может справиться с такими страданиями. Но врачи никогда не сдавались, а Николь снова и снова заставляла их поверить, что преодолеет весь этот кошмар.

страшный диагнозФото из архива семьи Никитиных

Мама Юля жила с Николь в больнице целый год, но каждый день и каждую минуту родители девочки поддерживали друг друга. Иногда папа Роман оставался с ребенком сам, чтобы Юлия могла съездить домой во Владимир и увидеться со второй дочкой. Родителям оставалось только надеяться, что случится чудо. И оно произошло. В какой-то момент о Николь узнали врачи Центра трансплантологии имени академика Шумакова.

«Поликистоз у детей — нередкое заболевание. У нас даже сейчас около десяти маленьких пациентов с этим диагнозом до и после трансплантации. Но у Николь редкая форма, при которой ребенок рождается с почками огромного размера. Они сдавливают легкие и печень, провоцируют разрыв кишечника и повреждение других органов. Роды практически всегда в таких случаях проходят неблагополучно, а даже если ребенку удается сохранить жизнь, то вероятность выходить его, сделать операцию, чтобы начать диализ, и проводить этот диализ до момента пересадки — ничтожно мала. Каждый сеанс диализа у Николь был настоящим испытанием и для врачей, и для ее организма. Кроме того, показатели гормонов указывали на то, что ресурсы организма исчерпали себя. Нам вместе с родителями пришлось выбирать: либо мы идем на риски и выполняем пересадку, либо она погибает на диализе», — комментирует врач-педиатр Центра Шумакова Алиса Малкина.

Трансплантологи готовы были взять на себя ответственность и попытаться пересадить Николь орган, несмотря на состояние и диагноз девочки. В мировой практике таких случаев еще не было, и гарантировать успех было нельзя. Но врачи Центра Шумакова решили сделать все, чтобы изменить жизнь семьи Никитиных, подарив Николь шанс на полноценное детство и возможность почувствовать себя здоровой.

«Родители не ожидали, что все будет так быстро, а мне тогда казалось, что тянуть уже некуда. Случай Николь был очень сложным хирургически: помимо прочего, у нее отсутствовал сосуд, к которому пришивается трансплантат. Сама она весила меньше 8 килограммов и пережила уже больше десятка операций. Возможности ребенка уже практически исчерпали себя, когда мы встретились. Помню беседу с родителями, где мы говорили о высоких рисках операции. Наверное, это была самая тяжелая беседа, на которой мне довелось присутствовать. Надежд было мало. Но я помню, как была поражена полным, безоговорочным их доверием, верой в нас – в педиатров, хирурга, который взялся выполнять эту сложнейшую операцию, Джабраила Сайдулаева, и в своего ребенка», — делится врач-педиатр Патимат Гаджиева.

Роман, папа Николь, сразу же вызвался стать донором. Пока Юля находилась в больницах с малышкой, он один воспитывал ее первую дочку Лерочку, сводную сестренку Николь. И как только появилась тень возможности на счастливый конец этой истории, он, не раздумывая, решил спасать самое ценное, что у него есть.

врачиФото из архива семьи Никитиных

«Тут не над чем было думать, даже несмотря на то, что успех операции нельзя было гарантировать. Юля находилась с Николь целый год в больнице, в самые сложные минуты. Я заботился о них, делал все, чтобы другие проблемы материальные и бытовые их не касались, воспитывал Леру. И хотя сердцем я всегда был с ними, физически помочь не мог. Поэтому, как только встал вопрос о пересадке — я поехал проходить обследование. Было страшно, было неспокойно, но я бы пошел на это второй раз, если бы время отмотали назад», – вспоминает Роман.

Операция Николь прошла успешно. Благодаря профессионалам четырех учреждений, в которых девочка провела первые два года жизни, сегодня она дома с мамой, папой и сестренкой. Теперь малышка почти все время улыбается, она уже научилась сидеть и переворачиваться. После трансплантации почки у нее появился аппетит. Она с удовольствием ест мамины котлетки, радостно глядя в окно на птиц, деревья, солнышко и дивный мир, который ей теперь предстоит изучать.

«Эта девочка – она маленькая героиня! Она столько прошла и преодолела такой невероятно сложный путь до того, как попала к нам. Вместе с родителями, благодаря работе специалистов, которые вели ее с рождения, мы смогли спасти ей жизнь. Операция, которая была выполнена Николь – достижение не только для отечественной медицины, но и для мировой», – объяснил директор Центра трансплантологии имени академика В.И. Шумакова, Сергей Готье.

Автор: Антонина Арталевская