Драматурги из Луганска и Севастополя рассказывают о своем жизненном опыте

7 мая в Театре Российской армии состоялась премьера спектакля «Серая зона». На Экспериментальной сцене молодой режиссер Юлия Шульева решилась поднять самую важную тему сегодняшнего дня и поговорить со зрителем о событиях в Луганске.

Драматурги из Луганска и Севастополя рассказывают о своем жизненном опыте
© Вечерняя Москва

Литературные произведения и песни о том, что происходит на Донбассе, создаются уже давно, но только сейчас драматургия из новых регионов появилась на театральной сцене. Спектакль «Серая зона» Театра Российской армии стал первой постановкой для молодежи на эту тему. Важно отметить, что создали ее тоже молодые люди — начинающий режиссер Юлия Шульева и художник Николай Давыдов. «Серая зона» стала их первым сценическим опытом.

Замысел родился в творческой лаборатории «Время героев». Спектакль состоит из двух пьес, написанных в 2022 году: «Серая зона» Ольги Манько из Севастополя и «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной из Луганска. Первая часть посвящена истории луганского села и решена в форме моноспектакля актрисы Инны Серпокрыл. Вторая часть более динамичная — это история десятилетнего Ромы из Лисичанска, отец которого воюет в ополчении.

Анна, героиня Инны Серпокрыл, уезжает из родного дома. Собираясь, она натыкается на вещи из прошлого — красную вязаную шаль, советские значки, изящные туфельки на каблучке... Взяв предметы в руки, она рассказывает историю, связанную с ними: как начались бомбежки в 2014 году и как она пряталась в подвале, оставляя в доме лежачих пожилых родителей. Они умерли с разницей всего в два дня. Самой Анне желает смерти даже родная сестра, которая считает всех луганцев сепаратистами, разваливающими страну. Несмотря на пережитые испытания, женщина смогла простить и принять ту боль, которую уготовила ей судьба, и в ней жива надежда, что над ее головой вновь будет мирное небо.

История десятилетнего Ромы (Мария Швыдко) поставлена с большим количеством героев — здесь и его мама (Анна Киреева), и русский военный врач (Илья Артамонов). Всего за полчаса создателям спектакля удается показать слом мировоззрения мальчика, выросшего в условиях антироссийской пропаганды.

Обезоруживающая честность драматургии сказывается и на художественном оформлении спектакля. На сцене — максимально точное воспроизведение реального быта: кровать, заправленная бельем из разных комплектов, детские рисунки с танками и бомбами, падающими на школу...

Спектакль особенно остро отзывается в душах зрителей во многом благодаря свежести взгляда и юношескому максимализму режиссера и художника, не приемлющих конъюнктуры. Это делает постановку очень искренней и доказывает, что театр по-прежнему остается важной частью осмысления действительности, вскрывая острые актуальные проблемы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Тишкина, драматург из Луганска, автор пьесы «Ложь во спасение»:

— Сюжет пьесы появился, когда начали приезжать беженцы с освобожденных территорий, им были отданы общежития, жители встречали, помогали, чем могли, но не все принимали помощь. Поставив себя на место маленького Ромы, мне хотелось правдиво рассказать историю о происходящих событиях. Рассказать всем тем, кто, к счастью, далеко от линии фронта и слышит о событиях из сводок новостей. Все характеры, взаимоотношения между людьми и сюжетные линии взяты мною из реальной жизни.