Блокировка аккаунтов, повышение сознательности и корректировка ПДД. Как компании по прокату самокатов намерены бороться с ДТП с участием несовершеннолетних
Недавно ведущая актриса "Ленкома" Алена Митрошина лишилась зубов, попав под самокат несовершеннолетнего. "Российская газета" узнала мнение компаний по прокату самокатов и экспертов о том, какие меры необходимо предпринять для изменения ситуации.
В Whoosh рассказали, что ведут собственную борьбу с несовершеннолетними на самокатах. Прежде всего, их отслеживают специальные команды, следящие в городе за состоянием транспортных средств. В случае обнаружения ребенка или подростка на самокате они делают фотофиксацию нарушения, после чего аккаунт блокируется.
Фото с подростками на самокатах также отправляют в службу поддержки небезразличные прохожие с указанием места и времени, в которое был замечен ребенок. Тогда команда Whoosh вычисляет по своим алгоритмам данную поездку и блокирует аккаунт. "Еще в службу поддержки обращаются сами родители таких детей, когда видят списание денежных средств с карты и понимают, что ребенок катался с их аккаунта. В этом случае взрослые просят о блокировке учетной записи", - отмечают в пресс-службе компании. "Нередки случаи, когда арендовали самокат для детей и сами родители. В случае, когда достоверно известно, что аккаунтом пользуется несовершеннолетний, мы блокируем его навсегда без возможности восстановления". Другие шеринги при работе на улицах города пошли еще дальше. Ранее сообщалось, что сервис "Юрент" открыл вакансию амбассадора по безопасности. Предполагается, что такой специалист будет разрабатывать новые алгоритмы по борьбе с нарушениями. По словам гендиректора компании Ивана Туринге, стать "безопасником" может любой пользователь электросамокатов, однако он должен знать, как соблюсти баланс интересов катающихся, пешеходов и водителей.
Отметим, что при регистрации приложение запрашивает возраст и отказывает, если человек младше 18 лет. В Whoosh рассказали, что на этом этапе, согласно статистике компании, практически все говорят правду. Это означает, что доступ к самокатам несовершеннолетние получают позже, выпрашивая аккаунты у старших друзей или братьев-сестер. Таким образом, корень проблемы лежит, в первую очередь, в человеческой неосознанности.
Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман считает, что в первую очередь необходимо проводить работу по повышению сознательности родителей. "До людей необходимо доносить, что самокат - это серьезное транспортное средство. Родители должны понимать, что ни вес, ни реакция ребенка не позволяют в должной степени адекватно управлять любым средством индивидуальной мобильности", - отмечает эксперт.
Операторы кикшеринга в какой-то степени связаны федеральным законом, который ограничивает доступ к персональным данным клиента и не дает доступа к информации о возрасте владельцев карт. Однако устранение этого нюанса не поможет навсегда исключить возможность ДТП на самокате с участием малолетнего, ведь если ребенок захочет покататься, он найдет способы получить заветный аккаунт. По этой же причине не помогут избежать проблемы такие меры, как сопряжение аккаунтов с учетными записями в госуслугах или использование паспорта при регистрации.
Со стороны законодательства есть еще одно несовершенство, фактически позволяющее несовершеннолетним управлять транспортными средствами. "По существующим в настоящий момент правилам дорожного движения управлять электросамокатом в сопровождении взрослых можно с ноля лет. В то же время, те же самые операторы действуют намного жестче, ограничивая пользователей с 18-ти, - делится эксперт. "Поэтому мне кажется, что было бы эффективнее, с одной стороны, повысить водительский возраст для самокатов, закрепив это в новой редакции ПДД, а с другой - ужесточить наказания за такие правонарушения в виде повышенного штрафа". Эксперт считает, что все перечисленные методы в совокупности могут помочь изменить сложившуюся ситуацию.