Воспитание «от печки»
Истоки славянской культуры сочетают в себе традиции Украины, Белоруссии и России. Об этом рассказывают детям, прибывшим на курскую землю из ЛНР и ДНР, в Рышковской детской школе искусств. А ещё ребята здесь учатся своими руками делать традиционные славянские игрушки. Все это – в рамках проекта по интеграции жителей Донбасса и присоединённых территорий, который называется «Начнём от печки». Восполнить пробел Автор проекта – директор школы искусств села Рышково Ольга Жихор. Недавно её проект получил от Президентского фонда культурных инициатив грант –порядка 500 тысяч рублей. – На Руси, когда заканчивались полевые работы, наши предки усаживались у печки и начинали шить, лепить, делать домашнюю утварь. Эти умения передавались из поколения в поколение, – объясняет Жихор. – Мы сохраняем эти традиции. Отсюда и название проекта «Начнём от печки». Приобщение детей и подростков к славянской культуре идёт через создание народных кукол и других традиционных промыслов. При школе искусств в селе Рышково действует музей народной игрушки «Кукольная слобода». Сама Ольга Жихор преподаёт дисциплину «декоративная композиция». Она создаёт артельных кукол. Таких делали в 30–40-х годах прошлого века. Наряд каждой куклы отражал особенности народного костюма и местные традиции. У Ольги есть игрушки в традиционных костюмах Курской, Рязанской, Архангельской, Тульской губернии и других регионов. Образы мастерица воссоздаёт по фотографиям из этнографических экспедиций. Идея приобщать детей к русской культуре в игровой форме появилась у Ольги Петровны во время общения с давней знакомой – уроженкой Краматорска, организатором творческих конкурсов Еленой Мухиной. – Речь шла о том, что у прибывших в Курскую область детей есть пробел в знаниях русской культуры, но при этом чувствуется интерес к ней. Это было заметно, когда ребята впервые посетили театрализованное представление в нашей школе. Кстати, героями спектакля по сценарию петербургской сказочницы Татьяны Кирюшатовой тоже были куклы, – рассказывает директор школы искусств. – Мы специально шили перчаточных кукол для этого спектакля. В него включены и фольклор, и хореография. Впрочем – не куклами едиными. В школе искусств действует несколько направлений работы. Ребята осваивают музыку, хореографию, театральное и изобразительное искусство, фольклор. Дополнительные классы ДШИ действуют в посёлке Черёмушки, селах Полянское, Цветово, Селиховы дворы. – Самое востребованное направление сегодня – изобразительное искусство, – замечает Жихор. – Причем не все хотят осваивать академический рисунок и живопись с азов. Кому-то не терпится сразу создавать что-то своё – новаторское. Но без основ сложно. Необходимо знание цвета, пропорций, чтобы создавать полноценные художественные произведения. Когда я училась в институте, нам говорили: «Сначала научитесь рисовать академически, а потом творите». Сейчас я не пишу портреты, но эти знания необходимы мне при создании авторской куклы. От поколения к поколению Ольга Жихор долгое время серьёзно занималась росписью по бересте. Ездила в Архангельск учиться традиционной народной культуре, участвовала в белорусском фестивале «Славянский базар». И на одном из мастер-классов поняла, что традиционная народная кукла – не просто оболочка, в первую очередь важно внутреннее содержание. Теперь своими знаниями она делится с учениками. Первый такой мастер-класс в рамках проекта она проводила лично. Организаторы заказали автобусы, чтобы привезти ребят из пунктов временного размещения в школу искусств. Здесь дети познакомились со своими наставниками, посмотрели спектакль и посетили музей народного промысла. – Детям всё очень понравилось. Тогда в игру включились и родители. По своему эмоциональному состоянию семьи уже были готовы к творческому общению, – вспоминает Ольга Петровна. – На первом мастер-классе мы изготавливали Радостею – радость приносящую. Я говорила участникам мастер-класса: «Когда вы видите людей, которым рады, которые вам близки, с которыми вам приятно находиться, вы начинаете тянуть к ним руки и хотите их обнять. И эти люди приносят нам радость». Декоративно-прикладным творчеством занимаются дети от 5 до 14 лет. В проекте десять наставников. Часть – преподаватели школы, часть – ученицы Ольги Жихор. Занятия проходят раз в неделю в гостинице «Октябрьская» Курска, поселке Моква и гостинице «Соловьиная роща» – здесь находятся пункты размещения беженцев. С собой наставники привозят готовые наборы для мастер-классов. Ткани, ножницы, иголки, глину – всё необходимое для работы закупили на средства гранта. – Создавая традиционные изделия, ребята и взрослые члены семьи узнают, как жили на Руси в старину, – объясняет руководитель проекта. – Сейчас мы делаем календарь, в котором каждая традиционная кукла соответствует своему месяцу. Таким образом, ребята изучают ремесленные традиции, старинные обычаи. Например, кукла Зерновушка – осенняя. Когда собирали урожай, делали мешочек, наполняли его зерном из нового урожая и ставили в красный угол. Чем больше мешочек, тем лучше урожай. Так целый год он хранился до нового посева. Если вдруг наступал голод, из этого мешочка брали зерно для еды. Так, по состоянию мешочка можно было судить, в семье достаток или живёт она небогато. Кукла же считалась оберегом и защищала крестьянскую семью от голода. Рукотворная красота Проект завершится конкурсом на лучшую авторскую куклу. Выставку планируется организовать в областном Доме народного творчества. – Мы с Украиной соседи и хотим участникам проекта рассказать через кукол про нашу русскую культуру, – говорит Ольга Жихор. – Сегодня это актуально и, как показывает наш проект, интересно. Кстати, на занятия приходят не только дети. Например, отличные помощницы – бабушки. Они умеют и шить, и вышивать. То есть сами могут научить многому. Учитывая, что родители тоже активно участвуют в мастер-классах, организаторы решили сделать отдельную номинацию для взрослых. – Сначала бабушки больше детей боялись: «Вдруг не получится». С русскими кукольными традициями, кстати, они тоже были мало знакомы, но с удовольствием приобщались к этому виду рукоделия, – улыбается Ольга Петровна. – Хотя я, например, знаю из Луганска несколько мастеров, я была у них на семинаре по народным традициям. Но тогда это ещё не было широко распространено. Кроме самих кукол, организаторы планируют напечатать альбомы-раскраски о традиционных костюмах российских регионов. В печать планируют отдать три комплекта. Иллюстрации подготовила молодая художница-дизайнер, одна из наставниц Полина Сазонова. Она же проводит мастер-классы по изготовлению глиняных изделий. Считается, что лепка из глины имеет арт-терапевтический эффект. – Самое приятное в работе над проектом – детские эмоции на мастер-классах – яркие, чистые и искренние, – делится впечатлениями Сазонова. – Мы уже лепили кожлянскую игрушку. Когда занимаемся с детьми, то до самого конца мастер-класса они не знают, запоёт ли готовая игрушка, а потом с нетерпением ждут результата. Глина материал менее распространенный, поэтому всегда вызывает интерес. К тому же при работе с глиной развивается мелкая моторика. Иногда дети учатся правильно держать игрушку и узнают о существовании «новых» мышц. Возможность создать что-то самостоятельно – это всегда большая работа. А ещё говорят, что глина забирает отрицательную энергию, превращаясь в рукотворную красоту. Конечно, чтобы узнать все секреты работы с этим материалом, требуется гораздо больше времени, чем предусмотрено проектом, предупреждает мастерица. На это уходят годы. Но можно узнать азы, которые смогут стать стимулом для дальнейшего совершенствования в этом направлении. От первого лица – Курские традиционные художественные ремёсла представляют собой уникальный пласт южнорусской культуры, – уверена министр культуры Курской области Юлия Полетыкина. – Декоративно-прикладное искусство – это вообще одна из максимально эффективных форм воспитания как такового, и воспитания патриотического в том числе. Мы считаем своим долгом не только сохранять, но и популяризировать народное творчество. А в свете текущих в мире событий – это стало принципиально важным. Например, Межрегиональный детский конкурс глиняной игрушки «Заиграй, моя игрушечка!», который проводит Курский областной Дом народного творчества, является единственным в России конкурсом. Это ведь не только конкурс для определения сильнейшего из юных керамистов. В реалии – это мощнейшее объединяющее людей творческое дело. Знание своей истории, в том числе художественно-ремесленной, – залог национальной безопасности. Вероника ТУТЕНКО Фото из архива Ольги Жихор