Более 3,6 тысячи занятий по адаптивной физкультуре провели для московских дошкольников и школьников с аутизмом

Сразу два участника из Москвы стали победителями в номинациях Всероссийского конкурса спортивных проектов «Ты в игре». В номинации «Безграничные возможности» победили «Хрустальные пазлы. Фигурное катание для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями», а в «Трансформации в спорте» — MotherFit. Оба участника получат по 300 тысяч рублей, которые можно потратить на развитие и масштабирование инициатив.

Более 3,6 тысячи занятий по адаптивной физкультуре провели для московских дошкольников и школьников с аутизмом
© Вечерняя Москва

«Ты в игре» проводится АНО «Национальные приоритеты» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации благодаря федеральному проекту «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография».

В системе столичного образования развитию детей с аутизмом уделяют особое внимания. Так, за прошедший учебный год специалисты Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки провели более 3600 занятий по адаптивной физической культуре для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Коррекционно-развивающие занятия были направлены на преодоление трудностей моторной сферы, которые наблюдаются у большинства детей с РАС.

Это нарушения мышечного тонуса, силы, точности, координации, плавности, переключаемости, ритмичности движений, снижение уровня всех физических качеств. Инструктор по адаптивной физической культуре, прежде всего, выявляет, насколько у ребенка сформированы различные моторные навыки. С помощью наблюдения специалист оценивает умения, которые воспитанник использует в повседневной жизни: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание. Затем в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка подбирается необходимый комплекс упражнений и планируются занятия.

— При планировании занятий важно опираться на то, в чем ребенок силен и что ему нравится, в чем он чувствует себя успешным. Детям с РАС очень часто бывает сложно управлять своим телом, поэтому специалисты в своей работе прибегают к использованию специальных приемов, таких как четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия, обыгрывание каждого упражнения и привязывание его к интересам ребенка, объединение элементов занятия единым сюжетом, а также использование наиболее значимых для ребенка эмоциональных поощрений, положительных подкреплений, — рассказала инструктор адаптивной физической культуры Городского психолого-педагогического центра Александра Ильина.

На занятиях инструктор формирует правильную технику выполнения упражнений. Это способствует профилактике различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в будущем. Помимо повышения уровня физических качеств и развития сенсорных функций ребенка, неотъемлемой частью занятия является тренировка высших психических функций: внимания, мышления, памяти. Также работа с детьми с аутизмом включает коррекцию нежелательного поведения, развитие навыков коммуникации и самообслуживания, умения выражать просьбы, следовать инструкциям, ждать своей очереди и команды инструктора. Занятия в группе, взаимодействие с инструктором и сверстниками повышают уровень социализации ребенка. В дальнейшем специалисты допускают возможность участия детей с РАС в спортивных мероприятиях, рассматривают это как средство для успешной интеграции в общество.