Биржу труда хотят превратить в эффективное кадровое агентство

За минувшие три года в 73 регионах модернизированы 175 центров занятости, чьи сотрудники теперь обращают внимание на особенности соискателей работы. Если раньше службы не учитывали состав семьи или здоровье человека, у которого не заладилось с трудоустройством, то сейчас каждый случай рассматривают точечно. И конкретно под заявителя подбирается та или иная услуга центра занятости. В том числе и для подрастающего поколения. Для детей, которые пришли с папой или мамой решать важные жизненные вопросы, оборудованы специальные уголки, а для выпускников школ скоро появятся витрины целевого обучения, где они могут выбрать понравившуюся профессию, связаться с будущим работодателем и заключить контракт на обучение в вузе. Об этом шла речь в Совете Федерации 30 июня на парламентских слушаниях, посвященных проблемам занятости в регионах.

Биржу труда хотят превратить в эффективное кадровое агентство
© Парламентская газета

Служба с новым лицом

Санкции и прочие социально-экономические и политические факторы существенно повлияли на сферу занятости населения, но благодаря предпринятым законодателями и Правительством мерам ситуация стабилизировалась. Больше того, по итогам первого квартала этого года уровень безработицы в стране достиг рекордного минимума — всего 3,5 процента, или 520 тысяч человек по состоянию на май. Это в три раза меньше, чем количество вакансий в базе портала «Работа России».

Не в последнюю очередь снижению напряженности на рынке труда поспособствовало и повышение эффективности служб занятости, отметила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко: «В период с 2019 по 2022 год в 73 регионах в соответствии с новыми стандартами модернизированы 175 центров занятости. В результате повышается качество услуг, увеличивается скорость подбора персонала. С 2023 по 2027 год предполагается завершить переход от точечной модернизации центров занятости к комплексной реализации мер по приведению всей сети региональных центров к единому стандарту».

Основой такого стандарта должен стать проактивный характер оказания услуг: службы занятости будут мониторить рынок труда, контактируя с предприятиями и не дожидаясь официальных уведомлений о простое или высвобождении работников.

Также представители служб станут выезжать на предприятия лично, проясняя ситуацию с занятостью и перспективами работы самой фирмы. Это поможет сформировать реестр сотрудников, которые находятся в зоне риска потери работы. Если на предприятии грядет высвобождение сотрудников, то центр занятости организует их переход в другие организации.

Главным же отличием обновленной службы занятости от прошлого формата работы станет адресный подход к каждому обратившемуся за помощью, пояснил замруководителя Роструда Ян Талбацкий: «Если раньше не учитывали, что у женщины есть ребенок или, к примеру, инвалидность, то теперь услуги будут подбираться под конкретного человека». Такой профессиональной трансформации поможет качественное переобучение персонала центров занятости. Первые десять тысяч сотрудников уже повысили квалификацию.

Приблизить службы занятости к человеку помогут и детские уголки, где ребятишки смогут комфортно себя чувствовать, пока родители решают вопросы с трудоустройством. В целом же все предпринимаемые меры помогут службам занятости избавиться от ассоциаций с бездушной биржей труда и стать эффективными кадровыми агентствами, уверен Талбацкий.

Акцент на сокращение безработицы

Но все же без мощной законодательной поддержки здесь не обойтись. Инна Святенко напомнила, что в конце 2022 года в Госдуму внесли проект закона, инициированный спикерами обеих палат российского парламента Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным, в котором акцент сделан на предотвращении безработицы. Новая редакция Закона «О занятости населения» предполагает расширение категорий россиян, которые могут получить помощь от служб занятости. Например, это люди, которые хотят сменить работу или находятся под угрозой увольнения.

В первую очередь, согласно законопроекту, услуги служб занятости смогут получить участники специальной военной операции и члены их семей. Встать на учет и получать пособие по безработице в максимальном размере смогут индивидуальные предприниматели и самозанятые. Кроме того, в российском законодательстве впервые закрепят такие категории, как самозанятые и платформенно занятые — как, например, курьеры, таксисты.

В законопроекте определено, как работать с образовательными организациями, чтобы обеспечить профориентацию и содействовать трудоустройству молодежи. Появляется норма о помощи учащимся найти работу в свободное от учебы время. Большой раздел посвящен защите трудовых прав инвалидов.

Также, согласно документу, службы занятости должны будут работать с каждым обратившимся индивидуально, учитывая комплексную оценку его профессиональных навыков. Вячеслав Володин напомнил ранее, что действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. «Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона о занятости назрело давно», — подчеркнул спикер.

Принятие документа повысит роль центров занятости, потому что их работа будет строиться на основании плана. Кроме того, на постоянной основе начнет действовать содействие трудоустройству молодежи, напомнила Инна Святенко. Речь идет как о финансовой помощи работодателям, принимающим на работу молодых специалистов, так и о содействии учащимся найти работу в свободное от занятий время.

Регионы должны знать все цифры

По итогам слушаний сенаторы рекомендовали Минтруду ускорить работу над законопроектами, которые определяют правовой статус самозанятых и платформенно занятых. Следует также министерству разработать и единую методику прогноза потребности в кадрах для регионов и единых методических рекомендаций для работодателей.

Также нужно сохранить право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком для россиян, не ушедших в декрет и продолжающих работать.

Минпросвещения следует усовершенствовать систему среднего профобразования, ориентированную на потребности рынка труда, а Роструд должен разъяснить региональным властям, как правильно содействовать занятости населения. В то же время законодатели рекомендуют придумать дополнительные механизмы содействия трудоустройству молодежи, включая развитие трудовой мобильности.