«Московские школьники могут посетить самые нехоженые уголки нашей Родины»: педагог-биолог Алексей Яковлев

Алексей Яковлев уже 22 года проводит вместе со школьниками экологические экспедиции и проектно-исследовательские работы по всей стране. Он победитель номинации «Сердце отдаю детям» конкурса «Педагоги года Москвы», педагог дополнительного образования Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма. Алексей поделился советами о том, как организовать юным натуралистам интересные и познавательные летние каникулы.

«Московские школьники могут посетить самые нехоженые уголки нашей Родины»: педагог-биолог Алексей Яковлев
© Вечерняя Москва

— Как можно сделать лето ребенка продуктивным? Какие идеи летнего отдыха вы предлагаете своим ученикам?

— Я учу детей полевой биологии. Учу наблюдать за растениями и животными в их естественных местообитаниях. Это те разделы классической биологии, без изучения которых даже сейчас немыслимо решение глобальных экологических проблем. В самом деле, как можно даже думать о предотвращении пагубного влияния цивилизации на биосферу, если мы смутно себе представляем, из каких компонентов она состоит. Если не узнаем хотя бы сотню-другую видов (из более чем двух миллионов видов, населяющих Землю), обитающих рядом с нашим домом. И так уж сложилось, что в наших краях большинство видов растений и животных активны, а значит доступны для изучения, как раз летом. Так что для юных натуралистов лето — жаркая пора. Надо успеть и отдохнуть, и узнать много нового. Каникулы каникулами, а полевой сезон никто не отменял.

Основная заповедь юных натуралистов: «Быть ближе к природе!» Стремиться постоянно наблюдать процессы, происходящие в ней. Возможностей для наблюдений не перечесть. Наблюдать за живыми объектами можно в городских парках, в окрестностях собственной дачи, заповедниках и национальных парках. Иногда, по заветам великого французского натуралиста XIX века Жана Анри Фабра, достаточно «прильнуть к лужице на заднем дворе». Я советую своим ученикам использовать каждую из появляющихся возможностей.

С другой стороны, каникулы — это время, которое можно и нужно посвятить расширению своего кругозора не только в области биологии. Моих лучших учеников, лауреатов всероссийских и международных конкурсов, всегда отличала именно разносторонность интересов. Найти стоящие решения для организации своего быта в экспедиции можно в этнографических музеях. Картинные галереи, если смотреть не на парадные портреты, а на пейзажи и натюрморт, могут подарить новые идеи для исследований. На портреты, кстати, тоже стоит обратить внимание, изучение родословных — весьма любопытный метод изучения генетики человека.

Мне очень приятно, когда за каникулы юннаты [юные натуралисты — прим. ред.] осваивают новые умения: учатся фотографировать или играть на гитаре. Если следовать правилу, что лучший отдых — это смена деятельности, то каникулы — это время сделать все то, на что не хватало времени в течение учебного года. Разве что праздно сидеть на диване я не советую...

— Какие активности вы проводите для учеников летом, в чем их польза?

— Как я уже отмечал, для биолога лето — это прежде всего полевой сезон. Мы уже не первый год проводим летнюю экологическую школу. Это цикл выездных занятий, во время которых юннаты могут освоить новые методики полевых исследований, а потом применить их самостоятельно. Московские юннаты могут посетить самые нехоженые уголки нашей Родины в рамках экспедиции и образовательных проектов. Все это способствует расширению их кругозора.

В России есть несколько регионов с поистине уникальными природными комплексами, которые традиционно становятся местами проведения практик и экспедиций. Юннатов привлекает многообразие флоры и фауны Белого моря, соленые озера Баскунчак и Эльтон, сухие степи и полупустыни Прикаспийской низменности и Калмыкии, бескрайние Полистово-Ловатские болота, степи Черноземья. Во всех этих регионах московские школьники регулярно могут оттачивать мастерство проведения экологических исследований. А еще есть Кавказ и Алтай, промозглый Таймыр и горячая Камчатка. Да и в самом Подмосковье есть и Приокско-Террасный биосферный заповедник, и одна из крупнейших в Европе ключевых орнитологических территорий — заказник «Журавлиная Родина».

— Ваши советы родителям: как провести совместный отдых с ребенком на природе интересно и познавательно?

— Прежде всего, перечитать книгу Джеральда Даррела «Моя семья и другие звери». Это поможет родителям лучше понять своего ребенка, подготовиться к тому, что иногда дети наполняют полные карманы камнями и лягушками… Большинство моих учеников не из биологических династий. Их родители — люди совершенно городских профессий. И многие юннаты знают о живой природе больше своих родителей. Так что первый совет родителям — слушать своих детей. Это позволит и быть ближе с ними, и узнать много нового. Поверьте, юные натуралисты — прекрасные экскурсоводы.

Планируя свой отдых, учтите интересы ребенка. Выбирайте море, в котором водятся морские звезды. Выбирайте санаторий, рядом с которым есть лес.

— Как вы готовитесь к новому учебному году?

— К сентябрю надо успеть выбрать из мириады естественнонаучных фактов те, что будут интересны и полезны подрастающему поколению. Для этого надо самому беспрестанно поддерживать уровень своих знаний. Мне всегда было интересно, как многие вопросы преподносили ученикам в прежние времена. На современном этапе развития биологической науки ежегодно совершаются сотни открытий, о многих из которых нужно будет рассказывать ученикам. Но, к сожалению, очень часто сухой язык академический статей нужно адаптировать для ребят среднего школьного возраста. Это задача куда более сложная, чем прочитать сами статьи. Я черпаю вдохновение у классиков научной литературы: Василия Васильевича Докучаева, Климента Аркадьевича Тимирязева, Чарльза Дарвина. Их научные взгляды, безусловно, остались на уровне своего времени, но изумительно простой и богатый язык до сих пор остается настоящим эталоном того, как рассказывать про науку, популяризовать ее. Так что, готовясь к новому учебному году, я буду много читать.

— О каких биологических открытиях, сделанных в последнее время, вы рассказываете своим ученикам?

— Одной из самых волнующих тем для юннатов становятся открытия в области систематики живых организмов. Развитие молекулярных методов исследования существенно повлияло на наши представления о родственных связях животных. И открытия в этом направлении случаются часто. Например, такие животные, как гребневики, которых можно встретить даже в Черном море, еще недавно считались родственниками медуз. А теперь, на основании строения своей нервной системы, признаются едва ли не самыми древними и независимыми существами на Земле.

— Как вы сами проводите лето?

— Все советы, которые я адресовал своим ученикам, применимы и ко мне самому. Летом у меня тоже полевой сезон. Надо успеть увидеть своими глазами все, о чем предстоит рассказывать ученикам в новом учебном году. Половина лета пройдет в лесной глуши или ковыльных степях. А еще есть стареющие родители, которым нужна помощь, и собственные дети, профессиональные (насколько этот термин применим к детям) интересы которых не всегда совпадают с моими. Я буду ходить с ними по музеям и собирать поделки из конструктора. Кататься на велосипеде и строить замки из песка. А еще я буду показывать им то, что интересно и мне, и им: собирать грибы и ягоды, ловить рыбу или собирать ракушки на морском берегу. Если выдастся свободная минутка, присяду где-нибудь с книгой, художественной, а не научной.

Конкурс «Педагоги года Москвы» — одно из ключевых мероприятий в рамках Года педагога и наставника. Оно проводится столичным Департаментом образования и науки при поддержке Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования. Оператор конкурса — Корпоративный университет московского образования.