Андрей Максимов: Изучить человека прежде, чем его учить, - это ведь задача не только обучения детей, но и любого профессионального общения

Лето - это время, которое имеет смысл тратить на то, на что его в холода не хватает. На размышления, например. О школе, предположим. Об образовании.

Андрей Максимов: Изучить человека прежде, чем его учить, - это ведь задача не только обучения детей, но и любого профессионального общения
© Российская Газета

Все бежим... Ребенка в школу отвел, вечером встретились. Спросил: "Как дела в школе?", имея в виду, много ли двоек или пятерок... Ребенок что-то ответил, а вы, может, и не услышали. Нет времени подумать. А мне пришлось. Потому что я задумал три книги про трех великих педагогов для знаменитой серии ЖЗЛ. Книга о Песталоцци уже вышла. О Корчаке появится в ближайший месяц. Начинаю писать о Монтессори.

И вот что выясняется: у нас есть теория педагогики, которая, кажется, практиков не волнует вовсе. И не потому, что они с ней не согласны, а потому, что они о ней просто не знают.

Я не встречал ни одного школьного педагога, который бы не слышал имени Песталоцци. Но при этом - опять же - не встречал ни одного учителя, который бы знал, в чем суть педагогических открытий великого швейцарца. Вы можете себе представить психолога, который бы не ведал, что сделал Фрейд, или физика, не понимающего суть открытий Эйнштейна? А в педагогике - пожалуйста.

На мой взгляд, основная проблема школы в том, что она утеряла многое из того, что открыли педагогические гении. Сейчас учителям - во всяком случае в Москве - сильно прибавили зарплату. Все время пытаются проводить какие-то эксперименты. Но забываются педагогические основы. Если угодно - суть.

И Песталоцци, и Корчак, и Монтессори соединяли теорию с практикой. То есть свои теоретические работы поверяли ежедневной работой. Все трое относились друг к другу с невероятным уважением и почтением, стараясь не оспорить, а развить то, что сделал каждый.

Есть вывод, который можно прочесть в работах всех трех педагогических гениев. Вывод, практически забытый школой, но вполне готовый для использования мамами и папами, бабушками и дедушками.

Как учат наших детей? Тридцать разных людей заходят в один класс, их сажают за парты и - давай учить! К слову сказать, Мария Монтессори была категорической противницей того, что детей сажают за отдельные парты. Она считала, что детей с детства надо учить работать вместе, а не по отдельности.

Но не будем отвлекаться. Итак, тридцать человек учат одинаково и одинаковому.

А теперь зададимся вопросом: благодаря чему и Песталоцци, и Корчак, и Монтессори добивались серьезных результатов, и весьма быстро? При том, что Песталоцци и Корчак в разное время, но работали с детьми войны, беспризорниками, как сейчас бы сказали - трудными подростками. Монтессори вообще брала тех, кого считали умственно отсталыми, и добивалась того, что они побеждали обычных учеников. Как это удавалось?

Была правильная система и верный подход, в основе которого лежала задача не учить ребенка, а изучать его. Понимаете, да? Детей пытались понять. Песталоцци, Корчак, Монтессори жили в разных условиях и делали это по-разному.

Монтессори считала, что свобода - главное условие развития ребенка

Сначала ребенка надо изучить, понять, что ему интересно, а потом уже начинать учить. Иоганн Генрих Песталоцци назвал такой подход "принцип природосоответствия", и надо сказать, что все - не только великие, а просто хорошие педагоги - старались этот принцип использовать.

Мы по-прежнему хотим научить всех всему? Задача непосильная и весьма бессмысленная к тому же. Надо постараться понять, к чему лежит душа ребенка, что наилучшим образом соответствует его природе, и развивать именно это.

Скажу вещь, наверное, крамольную: не страшно, если ребенок не любит читать, ну не лежит его душа к книгам - что поделать? Страшно, если человек оканчивает школу с отличными оценками и не знает, чем ему дальше заниматься.

Не имея в виду принцип природосоответствия Песталоцци, мы выкинули из школьного лексикона понятие "призвание", заменив его на "профориентацию", а это другое. Призвание - то, ради чего человека призвали на землю, то, что он хочет делать более всего на свете. Призвание - половина счастья.

А понять призвание можно, только изучив ребенка. Когда ко мне за советом приходят мамы-папы (это случается регулярно), я почти всегда задаю им один и тот же вопрос: "А вы знакомы с собственным ребенком? Уверены? Вы, правда, знаете, какой он или стараетесь сделать таким, как вам кажется верным?"

Песталоцци, Корчак, Монтессори тратили много времени на то, чтобы понять маленького человека, его интересы и потребности. Монтессори вообще считала, что в детском, дошкольном возрасте свобода - главное условие развития ребенка. Ему надо дать возможность проявиться, то есть проявить себя, а уж потом запихивать ему в голову разные знания.

Сначала ребенка надо изучить, понять, что ему интересно, а потом уже учить

Знаете, когда пишешь книгу для знаменитой ЖЗЛ, то довольно подробно изучаешь жизнь героя. И так бывает обидно: достойнейшие люди, создатели поразительных теорий, проверенных практикой, - не то чтобы забыты, но теории их мало кого волнуют. И уж совсем мало, кто хочет их использовать в практике.

Изучить человека прежде, чем его учить, - это ведь задача не только обучения детей, но и любого профессионального общения. Сначала пойми, кто перед тобой, а потом загружай его всякими заданиями.

Как просто... И как, увы, редко мы об этом вспоминаем.