Почему особенных детей становится больше

«МН» попытался разобраться в причинах такого опасного явления, как рост инвалидизации и хронической заболеваемости детского населения, которые несут реальную угрозу будущему страны.

Почему особенных детей становится больше
© Мир новостей

- Сейчас показатель младенческой смертности самый низкий в истории наблюдений, - говорит директор департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России Евгения Котова и поясняет: - Такой результат отражает правильно выбранные приоритеты государственной политики. Это заслуга и наших специалистов, которые работают в службе охраны здоровья матери и ребенка. В 2023 году тенденция к снижению младенческой смертности сохраняется.

Казалось бы, положительная динамика - замечательно! Но как быть с тем, что в то же время почти на 10%, как отмечают перинатологи, выросло число инвалидов среди новорожденных?

Никого, полагаем, не надо убеждать в том, что только здоровое юное поколение способно в дальнейшем строить успешную карьеру, развивать науку, производство, технологии, вносить большой вклад во все важнейшие отрасли народного хозяйства. Наконец, давать жизнь новому здоровому поколению. Понятно, что люди с ОВЗ также зачастую добиваются в жизни многого и их вклад в общую копилку достижений становится не менее значимым. И все же именно здоровый человек - основа основ концепции здоровой нации и национальной безопасности. Укрепление и поддержание здоровья детского населения - главный приоритет государства. На решение этой задачи брошены огромные силы и средства, разработаны специальные программы в рамках нацпроекта «Здоровье». Другой вопрос, какие результаты приносит эта титаническая работа.

ПУГАЮЩАЯ СТАТИСТИКА

Обратимся к исследованию Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Мин­здрава, в котором был дан довольно подробный анализ состояния здоровья детей с момента рождения и до 14 лет. Оно охватывало довольно большой период времени - 2000-2018 годы. Как заверил «МН» депутат Госдумы, зампред Комитета по охране здоровья Алексей Куринный (сам в прошлом врач-хирург), видевший этот материал, общие тенденции сохранились и в последующие годы.

- Да, эта тенденция постепенного роста заболеваемости детей и инвалидизации детского населения прослеживается на протяжении последних двух десятилетий, - говорит Алексей Куринный. - Ничего сверхнового с 2018 года нет.

И все же обратимся к сухим цифрам исследования, которые ужасают. За его основу группа ученых (М.Н. Бантьева, Е.М. Маношкина, Т.А. Соколовская и Э.Н. Матвеев) взяла выкладки Росстата за 2000-2018 годы. Вот что в итоге выяснилось. За этот период «значительно выросли показатели как общей, так и впервые выявленной заболеваемости детей 0-14 лет: с 1853,3 до 2204,9 на 1000 детей соответствующего возраста (на 19,0%) и с 1468,3 до 1751,2 на 1000 детей соответствующего возраста (на 19,3%)». Максимальный прирост дали показатели по новообразованиям (в 2,3 и 2,0 раза) и врожденным аномалиям (порокам развития) - в 1,8 и 1,6 раза. Заметьте, увеличение почти всех показателей в разы!

- Алексей Владимирович, давайте попробуем разобраться в причинах роста заболеваемости детей: экология, питание, наследственность, воспитание? Многие уверяют, что и медицина свою лепту внесла. То есть развитие технологий...

- Все перечисленные вами и многие другие причины несут свою долю ответственности за эту негативную тенденцию. Но главная причина - совершенно другой подход к детям, в том числе к системе родовспоможения. Сегодня наблюдается самая низкая смертность за всю историю существования детского здравоохранения в Российской Федерации. Это связано, безусловно, с общемировой тенденцией, концентрацией ресурсов, новыми технологиями. На фоне этой низкой смертности мы получаем выживаемость детей, большая доля которых в итоге становится инвалидами как таковыми или приобретает в последующем хронические заболевания. Те перинатальные состояния, которые ранее считались инкурабельными и в итоге приводили к гибели детей, сегодня уже таковыми по большей части не являются. Современная медицина позволяет их «вытаскивать», а в последующем лечить. Но это тоже дает прирост доли инвалидов и детей с хроническими заболеваниями.

Вторая причина — это, безусловно, факторы, связанные с изменениями питания как такового. Здесь ожирение, рост случаев сахарного диабета, поражение дыхательной системы, в том числе в виде астмы и других хронических заболеваний. Все это закономерно происходит. И не только у нас, но и практически по всему миру.

Меняется экология. Меняются в том числе и медицинские технологии, которые позволяют сегодня диагностировать то, что мы раньше не диагностировали, и то, что проходило под какими-то непонятными рубриками (типа «иные заболевания». - Ред.). Все это в целом играет свою роль в увеличении статданных по инвалидизации и хронизации детского населения. Ну и генетические заболевания. Еще одна причина негативных тенденций, они накапливаются.

- От поколения к поколению накапливаются?

- Конечно! Естественный отбор, он в той мере не работает, как работал раньше. Следовательно, количество выживших, количество передавших свои - условно - поврежденные, дефектные гены, оно будет увеличиваться. Пока, к сожалению, регулировать этот процесс наука не может. Но я не исключаю, что через несколько десятилетий наука все же сможет проводить операции по корректированию дефектных генов на самом плоде.

- Скажите, пожалуйста, на заседаниях комитета рассматривались темы по вот такой негативной тенденции в связи с увеличением числа детей-инвалидов и с хроническими заболеваниями?

- Безусловно, эти темы обсуждаются. Но это узкие направления, связанные с детским здоровьем, в том числе с детьми-инвалидами. Думаю, необходимо все же поднять этот вопрос более углубленно, в комплексном варианте. Готов выступить с инициативой.

КТО РОЖДАЕТСЯ «ИЗ ПРОБИРКИ»?

В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается резкий всплеск интереса к методике экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). К этой процедуре прибегают не только потому, что растет число женщин, по состоянию здоровья не способных зачать и выносить детей. ЭКО стало свое­образной модой и трагедией нашего времени. Женщины зачастую сначала делают карьеру, а потом, когда уже поздно (не получается рожать естественным путем), обращаются в клиники экстракорпорального оплодотворения. И речь даже не о том, что это большой и стабильно развивающийся бизнес, а не лечение, говорят сами медики.

Главный вопрос другой: кто в итоге рождается «из пробирки»? В России таких исследований не проводилось. А вот в США провели - и ужаснулись. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем либо с помощью ЭКО. В исследовании был задействован 281 ребенок «из пробирки» и около 14 тысяч детей, зачатых естественным путем. При этом все беременности были одноплодными.

Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке», в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода - в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки - в 3,7 раза чаще, сообщили ученые.

Ну и то, что, по словам главного внештатного педиатра Минздрава России Александра Баранова, 75% деток, которые появились на свет благодаря современным методикам, уже являются или в дальнейшем становятся инвалидами или приобретают серьезные хронические заболевания, вряд ли не может не беспокоить медиков. Почему этот факт не беспокоит будущих родителей, непонятно. Лишь бы родить? А там что вырастет, то вырастет?

На своей недавней пресс-конференции в Томске Баранов вновь поделился своей обеспокоенностью:

- Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы увеличите финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и на увеличение числа детей-инвалидов!

Их же надо будет лечить, реабилитировать, готовить к жизни, обучать профессии и так далее. Эти задачи решают тысячи медицинских и общеобразовательных учреждений в стране. И число обитателей интернатов не уменьшается.

По словам главного внештатного педиатра Минздрава, только в нашей стране государство выделяет средства на ЭКО. Везде в мире это коммерческие проекты. Более того, говорит Баранов, Всемирная организация здравоохранения вообще не рекомендует эту технологию ввиду множества рисков. Российские педиатры просто обязаны проинформировать государство и людей, чем эта технология опасна, в чем состоит ее угроза.

Светлана Ямина.

Фото: ADOBE STOCK