«Мещане» в «Современнике»: «Везде страдает человек – такая уж у него привычка»
«Кто может мне рассказать, кем я стал?»
Труха скользит в руках актеров как песок – время не стоит на месте, но оно и не так сыпуче. Выскакивая из рук, не оставляет ли заноз?
Огромная металлическая стена перекрывает глубину сцены, не только ограничивая пространство, но и словно обрезая все возможные и невозможные перспективы (сценография Максима Обрезкова). И только женская фигура в черном одеянии носится от стены к зрителям и обратно, не имея возможности найти выхода…
В «Современнике» премьера спектакля «Мещане» по не самой известной пьесе Максима Горького. Режиссер Павел Сафонов представляет ее в совершенно неожиданном, но очень актуальном ключе. Он делает действие предельно современным, иногда даже кажется, что это сцены из будущего, которое вскоре ждет человечество.
«Зачем река течет?»
Личное пространство – вот к чему сегодня стремится каждый. Но почему оно так труднодостижимо? Оказывается, это очень хрупкая вещь, особенно если речь идет о семье, утверждают авторы постановки. Деспотичная любовь родителей некогда казалась абсолютной нормой, когда мать и отец решали судьбы своих детей. А сегодня? Что делать, если твои мечты о будущем не совпадают с представлениями морали предыдущего поколения? И вот тут пьеса Горького приобретает какое-то вневременное звучание. Вокруг словно тюрьма, из которой трудно выбраться не только героям, но и зрителям.
«Пьяницей в России быть удобно»
Александр Балуев исполняет роль бескомпромиссного Бессеменова, даже приставка «бес» в его фамилии словно говорит о том, что с этим человеком договориться невозможно. Он противостоит вместе со своей супругой собственным детям. Тема отцов и детей вечна. Но в этом спектакле нет ни правых, ни виноватых. Просто очевидно, что люди не слышат друг друга и в общем-то не хотят слышать.
Родители не дают права детям самостоятельно принимать решения. Те тяготятся под гнетом власти и никак не могут обрести счастье.
«Знаете, что такое любовь?»
Спектакль получился очень психологическим. Желтый, черный и белый доминируют. И если с белым и черным все ясно, то желтый – вроде как символ движения, радости и веселья, но в то же время и психических болезней. Да и статика тут доминирует, а о радости и веселье и вовсе говорить не приходится.
Бессеменов приводит в движение огромную стену, которая начинает раскачиваться. Так же раскачивается и семья, и психика всех ее членов от действий и слов главы семейства. И в конце концов дает трещину, которая рушит все и раскалывает надвое.
И как ни странно, но, похоже, молодежь не способна любить. А вот старшее поколение, хоть и имеет какую-то особенную, может быть, болезненную, хотя по сути это просто называется авторитарностью, но все же любовь. И их желание учить – это желание уберечь детей от ошибок.
Почему же тогда им так трудно прислушаться к родителям? Пойти на уступки? И причем тут «Король Лир», кстати? Внимательный зритель найдет переклички и попытается разгадать аллюзии. Это спектакль-головоломка с трагедийным размахом.
«Не все люди живут, большинству людей жить-то и некогда»
Кажется, что все эти персонажи лишены самого главного – чего-то живого, естественного. Ощущение, что они все уже когда-то умерли и продолжают конфликтовать и решать свои проблемы. И нет в них ничего яркого, веселого, естественного…
«Нельзя давать детям больше, чем сам имеешь», – уверен герой Балуева. Говорят, каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. И в финале будет-таки посажено дерево, вот только листочков на нем так и не будет. Прорастут ли позже? Ох, только время покажет…
Фото в тексте предоставлены пресс-службой театра «Современник»