Гамлет, муми-тролли и The Doors: как спектакль «Музыкальное безобразие» рушит мифы о людях с синдромом Дауна?

Не каждый день встретишь в одном месте Че Гевару, Мэрилин Монро, Бродского и муми-троллей, которые к тому же разыграют перед тобой сцены из Шекспира и заставят поверить в чудо. Благодаря проекту «ВзаимоДействие» и его особенным актерам такое волшебство оказалось возможным. На Основной сцене Московского театра иллюзии состоялась премьера спектакля «Музыкальное безобразие» режиссера Сергея Котюха. Это уже вторая совместная работа выпускника «Щуки» и участников инклюзивного проекта «ВзаимоДействие», куда входят профессиональные актеры с синдромом Дауна. Спектакль, в котором сказочные мотивы переплелись с шекспировской драматургией и масскультом, получился очень эклектичным и оставляет после себя светлое, радостное послевкусие. Но было бы банальным и несправедливым утверждать, что уникальной постановку делает исключительно диагноз актеров. Уже через несколько минут после того, как занавес поднимается, ты понимаешь, что ошибся во всех своих ожиданиях: это вовсе не любительский «капустник», где зрители умиляются творческим успехам «неполноценных» артистов, а качественная, красивая и глубокая постановка, на которую хочется прийти снова, заплатив приличную сумму за билет. Но обо всем по порядку.

Гамлет, муми-тролли и The Doors: как спектакль «Музыкальное безобразие» рушит мифы о людях с синдромом Дауна?
© Мир24

«Привет! Я Джим Моррисон, вокалист The Doors. А как тебя зовут?» – мальчик в белой рубашке и кожаных ботфортах откидывает с лица локоны и протягивает мне руку, не переставая улыбаться. Я говорю «мальчик», хотя его возраст сложно определить: может быть, 18, а может, и все 28. «Солнечные люди», как их стали называть во времена обострившейся толерантности, имеют свойство не стареть. Лишь морщинки вокруг глаз, чуть огрубевший голос и седина подсказывают, что перед вами зрелый человек, а не подросток. Но взгляд... Это всегда взгляд ребенка: чистый, наивный и добрый настолько, что это обескураживает.

Пока я общаюсь с «Джимом», нашу съемочную группу окружают другие актеры: вот скромно жмется к стене белокурая красавица Мэрилин (хрупкая, фарфоровая, словно кукла), рядом с ней – деловитый мужчина в седом парике с красующейся посередине лысиной (грим Бродского почти готов, осталось только добавить очки), серьезный команданте Че уже облачился в знаменитый берет со звездой и приклеил окладистую бороду, а бойкий парень в плюшевом комбинезоне с длинными ушами без умолку рассказывает о том, что сегодня у него целых три роли – Зайца, Энди Уорхола и капитана Джека Воробья.

Неподготовленного человека открытость людей с синдромом Дауна может шокировать и даже раздражать, ведь их представление о личных границах довольно размыто. Но если вы откроетесь им в ответ, то будете вознаграждены сторицей. Никто другой на земле не подарит вам таких теплых, доверчивых объятий, не зальется таким искренним смехом и не скажет вам в лицо прямо всей правды. Людей с синдромом Дауна часто считают недалекими, неполноценными, но в духовном плане они гораздо совершеннее нас. Представьте, каким бы мог быть человек в самой чистой, первозданной своей форме – еще не покрытый слоями недоверия, лукавства, жадности и злобы, которыми щедро смазывает его душу жизнь. Хотели бы вы дружить с таким человеком? Наверняка. И тем более стоит увидеть его в творчестве – этот опыт действительно завораживает.

«ВзаимоДействие» – инклюзивный кино-театральный проект, созданный Маргаритой Ребецкой. Хореограф, в прошлом артистка балета имени Игоря Моисеева, Рита имеет богатый опыт работы с особенными людьми. За ее плечами – спектакль «Я танцую», в котором ребята с особенностями развития показали не только талантливую актерскую игру, но и отличное владение телом (пластические тренинги не прошли даром). Но по-настоящему изменить отношение к людям с синдромом Дауна помог документальный фильм «Съесть слона» (2020) о закулисной жизни особенных актеров. А еще через год появился спектакль «Бу» – трогательная история о мальчике, который попадает в волшебную страну и пытается найти ответ на главный вопрос: стоит ли ради мира иллюзий отказываться от мира настоящего, хоть он порой жесток и несправедлив?

«Музыкальное безобразие» по сути, тоже рассуждение о реальном и нереальном, хрупкая грань между фантазией и историческим экскурсом. Все начинается как милая детская сказка. Семейство муми-троллей живет своей обычной жизнью: Муми-папа, сидя в кресле, читает газету, Муми-мама хлопочет по хозяйству, а маленькие муми-тролли играют и резвятся во дворе. Каждое действие в спектакле имеет музыкальное сопровождение, и музыка здесь один из ключевых элементов. Такой «плейлист» нечасто встретишь в театре: муми-тролли кружатся по сцене под хиты The Beatles, The Rolling Stones, Sex Pistols, Queen, The Doors, The Beach Boys и других культовых музыкантов эпохи 60-х 70-х.

В первой части спектакля актеры почти не говорят, используя лишь язык тела. Зрителю не предлагают четко прописанный сюжет; постановка напоминает скорее поток, в котором смешались и органично переплелись самые разные ингредиенты – сказки Туве Янссон, библейские мотивы, пьесы Шекспира. Не успеваешь оглянуться, а обеденный стол в доме муми-троллей уже превратился в огромный плот. Взобравшись на него, герои отправляются в свое волшебное путешествие. Мимо них, как в невероятном фантастическом сне, проплывают знакомые персонажи: Мэрилин Монро, Иосиф Бродский, Эрнесто Че Гевара, Александр Пушкин, Джек Воробей, Джон Леннон и Йоко Оно.

Роль последней в спектакле исполнила Маша Сиротинская – модель, актриса и дочь политика Ирины Хакамады. Знаменитая мама всегда откладывает дела, чтобы приехать и поддержать дочку. По тому, как Маша уверенно держится на сцене, как она свободно двигается и четко говорит, сразу можно понять, что с ней с раннего детства очень много занимались.

Как и у всех людей с синдромом Дауна, у девушки есть некоторые нарушения речи, но общаться с ней легко. Ну а характером Маша явно пошла в маму: бойкая, веселая и общительная, она не стесняется камер и за кулисами первым делом представляет нам своего молодого человека – актера проекта «ВзаимоДействия» Артема Силина.

«В жизни я обычная девушка», – заявляет Маша и радостно улыбается, пока Артем обнимает ее за плечи. К ней то и дело подбегают другие актеры, чтобы показать свой грим или интересную деталь костюма, или просто обнять – чувствуется, как все взбудоражены, но волнение радостное. «Этот спектакль самый последний у нас, сейчас мы выступим и потом уже закрываем сезон. У нас было много спектаклей, в том числе спектакль «Бу». Артем тогда играл Антона (главная мужская роль – прим. ред.), я играла девушку из Нагасаки, и все остальные ребята там тоже участвовали», – рассказывает актриса.

Маше и ее маме пришлось преодолеть немало испытаний, и синдром Дауна – далеко не главное из них. Когда девочке было семь лет, у нее диагностировали лейкоз. К счастью, лечение было начато вовремя, и болезнь удалось купировать на ранней стадии. Сегодня Маша ведет активный образ жизни: участвует в модельных съемках, играет в театре и счастлива в отношениях с любимым.

И эта энергия счастливого, полноценного, реализованного человека исходит от каждого из ребят. Пусть у кого-то чуть лучше координация, выразительнее и четче речь, когда они начинают творить – все эти «тонкие настройки» перестают иметь какое-либо значение. Особенно это проявляется в сценке по мотивам шекспировского «Гамлета». Как по мановению волшебной палочки, муми-тролли вдруг перевоплощаются в персонажей знаменитой пьесы: Муми-папа становится Клавдием, Муми-мама – Гертрудой, а их сын Муми-тролль – собственно принцем датским. Правда, в интерпретации Сергея Котюха и актеров «ВзаимоДействия» классическая трагедия получилась вовсе не трагичной. Роль кубка с ядом сыграла роковая баночка варенья, а фундаментальным вопросом стало: «Есть или не есть?» Вряд ли хоть на одной постановке «Гамлета» зал так заходился смехом! А вы могли представить, что люди с синдромом Дауна так тонко чувствуют юмор?

«Все дети прекрасны!» восторженно резюмировала Ирина Хакамада, с которой мы пообщались в фойе уже после спектакля. «Детьми» она ласково называет всех актеров «ВзаимоДействия», хотя многим из них уже далеко за 30. «Они мне в этом спектакле очень понравились, особенно в «Гамлете», потому что они всегда играют без слов, так как у них есть проблемы с речью, а здесь это было просто прекрасно! И чувство юмора – великолепное! Я смеялась во весь голос. И потом, музыка вся была моя, дети прекрасно двигались, все – в образах. Молодцы! Мне правда понравилось, я получила удовольствие. Даже не снимала ничего – мне хотелось просто балдеть», – призналась Ирина.

В самом деле, «Музыкальное безобразие» – это веселое, порой сумбурное, но упоительное действо, которым ты просто наслаждаешься, совсем не думая о каком-то снисхождении по отношению к актерам. Авторы проекта «ВзаимоДействие» подтверждают: в своих спектаклях они делают ставку прежде всего на профессионализм, но ни в коем случае не на жалость.

«Проект создан для того, чтобы с помощью спектаклей и фильмов с актерами с синдромом Дауна менять отношение людей к ним. Это больше коммуникационный проект, чем развивающий. Развитие актеров – это приятный «побочный эффект», – поясняет маркетолог, исполнительный директор кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие» Ксения Кабишева. – Я вижу это как зрительский продукт. Этот спектакль, с одной стороны, может быть интересен широкому кругу зрителей, а с другой – менять не просто их отношение к людям с синдромом Дауна, а менять отношение к себе. Ведь мы видим, что синдром Дауна – это особенность, которая не мешает людям быть счастливыми, общаться и находить общий язык. Для этого мы и создаем наши продукты».

Действительно, в отличие от различных благотворительных фондов, которые помогают людям с синдромом Дауна учиться, социализироваться, осваивать профессии и так далее, создатели «ВзаимоДействия» своей целью в первую очередь считают создание произведений искусства и поддержание теплой атмосферы сотворчества.

«Мы действуем через культуру и искусство, это наш интерес и принцип: «через развлечение, а не поучение». Есть благотворительные фонды, которые занимаются именно информированием, и они делают колоссальную работу в России, сотрудничают с педагогами, врачами, рассказывают о людях с синдромом Дауна. И это, безусловно, системная массовая работа, которая для нас как база, мы на ней уже можем рассказать о том, что есть еще и такое искусство», говорит Ксения Кабишева.

И это искусство определенно находит свой отклик у зрителя: проект постоянно получает положительные отзывы в соцсетях, многие начинают всерьез интересоваться проблемами людей с синдромом Дауна, а кто-то – даже помогать им.

«В отношении к людям с особенностями есть три категории людей: те, кто готов помогать им и изменить свое отношение просто скажи, как с ними общаться; люди, которые знают, готовы, но еще опасаются; и люди, которые вообще ничего не знают, у них нет опыта, и это, безусловно, рождает страх. Мы не осуждаем тех, кто боится людей с синдромом Дауна. И, конечно, наша цель затронуть все три категории. Изменить отношение последней сложнее всего. Мы понимаем, что это колоссальный процесс, который растянется еще на годы и десятилетия. Поскольку искусство является развлекательным продуктом, очень тяжело доказать, что это может что-то менять. Но, безусловно, мы получаем огромное количество положительных отзывов. И даже статистика показывает, как меняется отношение людей. Допустим, многие родители говорят, что они готовы отдать ребенка в школу, где учится ребенок с синдромом Дауна. Поэтому, конечно, мы видим результат», с гордостью признается Ксения.

Обращенность к потребителю делает спектакли «ВзаимоДействия» в хорошем смысле коммерческим продуктом. Команда проекта обстоятельно потрудилась над каждым элементом: профессиональное оборудование, свет, звук, речь, пластика актеров. И, конечно, костюмы! Наряды муми-троллей особенно приковывают взгляд: в «Музыкальном безобразии» это не каноничные зверьки с белой шерсткой, а разноцветные существа, усыпанные блестками. Необычные радужные худи с ушками и хвостиками для главных героев разработала дизайнер одежды, автор бренда SuperSonya Тоня Воробьева. У ее дочери Сони – синдром Дауна. Но это не мешает девочке проводить часы за любимым делом – Соня обожает рисовать. Вдохновившись успехами дочки, Тоня решила поддержать и других родителей особенных детей.

«Полтора года назад состоялся выпуск нашей первой коллекции. Но до этого я достаточно долго готовилась к запуску проекта, тестировала разные ткани. Я хотела сделать именно качественный продукт, чтобы это выглядело не как благотворительность, а просто как очень хороший коммерческий продукт. Но надо сказать, что мы дотируем часть денег с наших продаж в благотворительные фонды, которые помогают детям с синдромом Дауна», – рассказывает дизайнер.

Тоня окончила Британскую высшую школу дизайна, последние десять лет она занимается дизайном одежды – создает собственные авторские коллекции и выступает как приглашенный дизайнер. Шесть лет назад ее жизнь круто изменилось: диагноз дочери стал для Тони полной неожиданностью. И все же, она решилась взять на себя ответственность за особенного ребенка. Благодаря стараниям Тони сегодня маленькая Соня – необыкновенно счастливая и творческая девочка, у которой есть все шансы стать востребованной художницей или дизайнером, как мама.

«Поскольку я художник, я привлекала и ребенка к этому. Мы с ней достаточно рано начали рисовать: ей было, наверно, полгода, когда она в первый раз попробовала рисовать красками. Сначала со мной, а потом постепенно она начала рисовать самостоятельно, и это было очень красиво. Я смотрела на ее рисунки и понимала, что надо дать этому жизнь. Ну и, плюс, я хотела сделать манифест как родитель, который воспитывает особого ребенка, потому что в обществе все-таки есть некое давление, что эти дети не реализованы в жизни.

Поэтому это был такой манифест: «Посмотрите, как мой ребенок даже в таком раннем возрасте может быть реализован через свое творчество». Собственно, так я и решила создать собственный бренд одежды и печатать рисунки Сони. Мы их специально не изменяем. Понятно, что мы можем их множить, отражать и так далее, но мы не меняем цветовую гамму. То есть по возможности максимально сохраняем оригинал, чтобы это было не моим творчеством, а ее», рассказывает Тоня Воробьева.

После знакомства с Тоней и ее брендом идея о коллаборации возникла сама собой, признается Ксения Кабишева. В итоге муми-тролли получились хоть и не каноничными, но очень милыми и запоминающимися.

«У Сони есть книжка про маленьких муми-троллей, мы читаем ее на ночь перед сном, – рассказывает Тоня. – В сказках Туве Янссон муми-тролли белые, а мы их раскрасили. Но оставили им ушки и хвостики, чтобы вы могли их узнать. Тем не менее у них цветные, яркие костюмы. Таким образом, Соня поучаствовала в создании костюмов, а также декораций – некоторые принты мы использовали в декорациях, которые представлены на сцене».

Конечно, Соня никогда не рисует по заказу: как всякий художник, она следует за потоком вдохновения, а что получится в итоге – не знает даже она сама. Как отмечает мама девочки, рисование не только стимулирует ее воображение, но и помогает общему развитию.

«Соня всегда рисует с использованием большого количества воды. Я специально учила ее технике двуручного рисования для развития межполушарного взаимодействия: в одной руке у нее вода, в другой – кисть, – объясняет Тоня. – Мне было важно, чтобы это взаимодействие двух полушарий у нее происходило быстрее и лучше. И через творчество это было очень здорово делать, потому что ей это было интересно. Так она до сих пор и работает с водой и краской, поэтому ее рисунки получаются максимально расплывчатые, перетекающие и очень красивые. Такие абстрактные радужные пятна».

Сейчас Соне всего шесть, и она пока не задумывается о будущей профессии. Но, по уверениям мамы, девочка постоянно просит дать ей краски. «Мы рисуем везде: в такси, в метро, на прогулке, дома», – улыбается Тоня. Возможно, через пару лет костюмы к новым спектаклям «ВзаимоДействия» Соня уже будет кроить сама.

«Наш спектакль обращен к потребителю, – отмечает исполнительный директор «ВзаимоДействия» Ксения Кабишева. – Сделать его таким стало возможно благодаря качественным костюмам, декорациям, сценарию. Это нас мотивирует все время придумывать что-то новое и конкурировать с рынком развлечений, делать круто и интересно. Мы просто даем волю фантазии.

Мы не базируемся на том, что у нас актеры с синдромом Дауна. Мы вообще хотим в один прекрасный момент перестать об этом писать на афишах. Хочется уйти от этого как будто маркетингового приема. Мы абсолютно точно не про жалость. Слово «даун» вообще должно перестать быть обидным. Мы хотим жить в обществе, где человека можно называть как угодно. Наша цель чтобы на этих людей в принципе перестали обращать внимание. Должен быть в хорошем смысле пофигизм».

Конечно, чтобы полностью избавиться от стереотипов о людях с особенностями развития, как верно заметила Ксения, понадобится еще много времени и усилий. Но даже один человек, изменивший свое отношение к людям с синдромом Дауна, – огромная победа для каждого, кто работает с «солнечными» ребятами и помогает им влиться в общество. О том, как это сложно, понимаешь только взглянув на весь процесс с изнанки.

«Театр иллюзий», в котором мы оказались, – это потрясающее место. Это новый театр, с качественным оборудованием. До этого мы играли в «Современнике», в Театре Наций, и в этот раз я настолько рада! Честно скажу, поиск партнера по площадке был сложным и длился очень долго. Сейчас очень сложные времена, когда каждый сосредоточен на своих внутренних делах и коллаборации идут чуть сложнее», – поделилась Ксения Кабишева.

О том, как трудно приходится людям с особенностями и фондам, которые пытаются их поддержать, говорит и Ирина Хакамада: «Пока непонятно, возобновятся спектакли или нет, потому что очень сложно. Они же получили грант на эту постановку, а без грантов они не могут работать. Весь их реквизит, костюмы, спецэффекты – это огромный энтузиазм людей, которые этим занимаются. Тем, кто сегодня поддерживает детей-инвалидов, очень тяжело».

Но, так или иначе, проект «ВзаимоДействие» сейчас полностью справляется со своей задачей и оправдывает название. Они вместе, как единая команда, постоянно создают что-то новое, открывая новые способы достучаться до мира вокруг. И, кажется, мир начинает слышать.