Молодые тюменские художники попытались оценить 90-е

Молодые художники Константин Росляков и Лада Ладная представили в Тюмени новый творческий опыт. Миниатюрная выставка "Объяснимо, но не факт" в мультицентре "Контора пароходства" - это попытка детей двухтысячных оценить девяностые, но не в объеме и массе, а прицельно, выборочно.

Молодые тюменские художники попытались оценить 90-е
© Российская Газета

Под микроскопом - приемы, которыми пользовались как СМИ, особенно телевидение, так и мимо проходящие шарлатаны-врачеватели, коих в смутное время развелось больше некуда. Выставленные перед экраном стеклянные банки с водой для "подзарядки" на здоровье и вечную жизнь, простертая рука, очевидно, призванная вылечить людские боли и немочи, детектор квантового присутствия живых организмов в пространстве, дыхательное средство для наземного использования, отделяющее человека от окружающей среды, и даже шапочки из фольги фантазийных форм - посмотреть на необычные арт-объекты в день презентации сбежалась почти вся гуляющая набережная. Взрослые ностальгировали, школьники удивлялись. Вокруг так много всего, о чем бы можно было рассказать творческим языком, а мастера-мистификаторы выбрали ну очень необычное направление. Ручным трудом помогли сотрудники "Конторы" - буквально паяли аппараты, формовали головные уборы.

- Мое творчество часто строится на наблюдении за случайностями и жизненными ситуациями. Сам ищу вещи. Иногда вещи находят меня и превращаются для кого-то в странное, для кого-то в понятное... Если в Москве такими экспериментами зрителей не удивить, то неизбалованные современным искусством тюменцы довольно бодро откликаются и даже отправляют запрос. Покружить по выставке, посмаковать тему, думаю, как минимум интересно, - рассказал Костя Росляков.

Первые эскизы в начале пути коснулись шапочек. У них не только конспирологический подтекст. Это конструкция, обещающая покой. Сверкающий под лампочками оберег. У творческой команды девять шапок исключительно от кутюр - с претензией на моду. Наденешь такую, расплывается ностальгическая улыбка. И ирония авторов считывается.

Другие объекты - сплав природного и техногенного. Нужно как минимум знать физику и химию, чтобы собрать все эти хлопающие, стукающие, бряцающие штуковины. Остановишься перед такой - поймаешь гипноз. Точь-в-точь как бабушки-дедушки и мамы-папы в девяностые, замиравшие перед голубым экраном.

Фото: Ирина Никитина/РГ

- Костя, и все же, какая у вас истинная цель была? Зачем это?

- Можно отмахнуться: мол, мы тут насочиняли, повыделывались, а вы сами решайте, как к этому относиться. Границу между правдой и ложью выстроить довольно трудно. Особенно когда ты растерян и готов верить во все, что показывают, пишут, говорят. Наша выставка - условный инструмент обучения человека верить лишь собственным ощущениям и чувствам, - признался художник.

Между тем

Костя Росляков - художник, керамист, перформер, музыкант, участник лабораторий и спецпроектов по современному искусству, проходящих по всей стране. Его работы будут экспонироваться на международном фестивале "Архстояние" в арт-парке "Никола-Ленивец" в Калужской области в конце июля. Далее переедут в арт-галерею "Ветерок", которую художник сделал прямо в поле под Тюменью. В сентябре представит регион на музейной биеннале в Красноярске.

Лада Ладная - художница, участница 5-й Уральской биеннале и проекта "НЕМОСКВА" в Петербурге, а также выставки "Все свои. Синхронизация" в Тюмени.

Фото: Ирина Никитина/РГ