Nike и Adidas заменят российскими изделиями

Только треть спортивных изделий в России — отечественного производства, а из-за санкций часть необходимого зарубежного инвентаря в нашей стране стала недоступна. Местная индустрия может нарастить выпуск необходимых товаров, уверены в Комитете Госдумы по спорту, но для этого государство должно ее поддержать. На это направлен законопроект, который в ближайшее время планируют внести в парламент.

Nike и Adidas заменят российскими изделиями
© Парламентская газета

После льгот — испытания

В Комитете Государственной Думы по физической культуре и спорту подготовили законопроект о поддержке спортивной индустрии. Сегодня его внесли в Госдуму. Инициатор документа — председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев. Законопроект предусматривает комплекс мероприятий, направленных на развитие спортивной продукции отечественного производства.

В Законе «О физической культуре и спорте» планируют закрепить новые понятия — организации спортивной индустрии и спортивная продукция. К организациям спортиндустрии будут относиться промышленные предприятия, производящие на всех этапах спортивную продукцию: инвентарь, оборудование, программное обеспечение. Эти организации должны сопровождать продукцию в течение всего цикла эксплуатации. Они могут быть коммерческими и некоммерческими, с разными формами собственности. Спортивная продукция, согласно законопроекту, — это товары, изделия, инвентарь, оснащение, оборудование, материалы и технологии, необходимые для занятия физкультурой и спортом, восстановления людей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы стимулировать организации спортиндустрии, Минспорт и региональные власти смогут формировать разные механизмы поддержки для производителей: субсидии, гранты, земельные участки и другие. Поддержку производителям смогут оказывать и спортивные федерации. Они будут участвовать в испытаниях произведенной продукции, формировать поэтапный план ее внедрения в жизнь.

Законопроект направлен на импортозамещение спортивной продукции: повышение ее качества, конкурентоспособности, увеличение объемов рынка, отметил председатель Комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев.

С электроникой будут проблемы

Емкость рынка спортивной продукции в России, по данным кабмина, составляет 534 миллиарда рублей. На долю отечественных производителей приходится только 61 миллиард, но в потребительской корзине российских спорттоваров больше 30 процентов. А значит, у местного бизнеса есть хорошие перспективы, пришли к выводу в думском спорткомитете. Тем более сейчас, когда из-за санкций к нам поступает гораздо меньше импорта, а тот, что доступен, сильно подорожал.

Есть виды спорта, которые на 90 процентов зависят от заграничного оборудования, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета по предпринимательству в сфере спорта Торгово-промышленной палаты Вячеслав Копьев. Например, регбисты используют на тренировках и соревнованиях только импортные мячи, поскольку в России такие не производят. «Такая же ситуация наблюдается в других видах спорта, как летних, так и зимних», — отметил Копьев.

В первые месяцы действия санкций в 2022 году работа некоторых спортивных федераций по обновлению инфраструктуры была буквально парализована, рассказала «Парламентской газете» президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева: «Потом начал действовать параллельный импорт, стало полегче. Но из-за сложной логистики и волатильности курса рубля оборудование сильно подорожало. Многие компании продолжают покупать все необходимое в Азии, но все же ждут, что и российские производители оживятся». Правда, сложное оборудование, например кардиотренажеры с электронной начинкой, быстро начать выпускать в России не получится, констатировала Киселева.

Иностранцев хотели изгнать, а они ушли сами

Что в России производят мало спортинвентаря, известно стало не вчера. Об этом дефиците говорил еще в 2019 году тогдашний министра спорта Павел Колобков. Во время «правительственного часа» он объяснял, что маленькая доля на рынке отечественной формы и товаров для спорта «во многом обусловлена тем, что наша продукция не дотягивает по качеству до международных требований». Хотя спортинвентарь высокого качества у нас все-таки изготавливают: в Татарстане успешно выпускают клинки для фехтовальщиков, в Калужской области есть цеха по пошиву формы, в нескольких регионах производят лодки для гребного спорта. Но этого мало. Тогда же министр анонсировал концепцию импортозамещения в этой сфере, но результаты ее внедрения неизвестны.

Годом позже, чтобы продвигать отечественное оборудование, сенаторы предлагали отлучить иностранные фирмы от госзакупок для спорта. А также мотивировать российские компании, помогать им в модернизации и локализации производств. Но до недавнего времени на форме российских команд красовались все те же известные логотипы мировых брендов. А теперь они ушли из России, причем сами.

В прошлом году тему обсуждали в Госдуме. Тогда глава Минспорта Олег Матыцин сообщил, что быстро избавиться от импортозависимости не получится, а больше всего от санкций пострадал спорт высоких достижений. Поэтому министр призывал не отказываться от возможностей параллельного импорта, поддерживая наших производителей. Теперь же депутаты хотят, чтобы такая поддержка стала одной из функций власти. Возможно, тогда индустрия спортивных товаров сможет совершить прорыв.