Войти в почту

XXII Летние балетные сезоны в РАМТе: стоит ли идти на балет «Эсмеральда» с ребенком?

XXII Летние балетные сезоны в Российском академическом Молодежном театре в этом году удивляют своим размахом: 60 дней – шесть театров. Национальный классический балет под руководством Анны Нехлюдовой – уже традиционный участник фестиваля. Труппа была организована в 2010 году и с тех пор коллектив ревностно хранит классику балетного искусства.

XXII Летние балетные сезоны в РАМТе: стоит ли идти на балет «Эсмеральда» с ребенком?
© Мир24

О «Баядерке» и «Лебедином озере» в исполнении этого коллектива мы писали в прошлые сезоны, в этот раз расскажем об «Эсмеральде». Мировая премьера балета Цезаря Пуни состоялась 9 марта 1844 года в Королевском театре в Лондоне. Через четыре года балет был поставлен на сцене петербургского Мариинского театра, еще через два – в Москве, а в 1856 году – в Париже. Он создан по мотивам знаменитого произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Автор либретто – Жюль Перро. Стоит отметить, что сюжет заметно отличается от первоисточника: балетмейстер отказался от трагического финала и оставил всех героев жить. Острые социальные подтексты были скрыты, а на первый план вышла история любви. Интересно, что работая над балетом, Перро опирался не на роман Гюго, а на либретто для оперы «Эсмеральда».

Сегодня полную версию спектакля ставят только в России, некоторых странах восточной Европы и Нью Джерси (США), а в других странах исполняют только отдельные номера.

«Эсмеральда» – балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века. История цыганки полна драматизма. Этот спектакль среди всех балетных постановок отличает не только набор определенных танцевальных па, но и столкновение характеров, и история человеческих судеб. Все это легко считывает зритель, даже не знакомый с культовым произведением.

Были сомнения насчет возрастного ценза – 6+. Но мы решили рискнуть с ребенком, которому как раз исполнилось шесть лет, и, конечно, «Собор Парижской Богоматери» он еще не читал, не смотрел и не слушал. Все происходящее на сцене воспринимал при этом серьезно, с уверенностью, что это очередная сказка вроде «Красавицы и чудовища». Впрочем, и палача узнал, и вопросов особо не задавал, и даже понял сюжет (немного по-своему, но все же многое осознал в силу своего возраста). Делить персонажей по привычке на добрых и злых оказалось труднее, но в этом тоже есть определенная польза для ребенка, ведь жизнь – это часто не столкновение добра и зла, а добро и зло в определенной пропорции в каждом из нас.

Возможно, придется объяснять, кто кого и как здесь любит, зачем воруют людей и кого и за что хочет казнить палач, а, может быть, и нет. Однозначно одно: история любви как таковая ребенка интересует меньше, чем история и чувства Квазимодо, который оказывается самым интересным персонажем. Уродливый грим, горб на спине и нелепые движения (насколько они в принципе могут быть нелепыми в этом виде искусства, потому что даже самые некрасивые действия в балете выглядят изящно и прекрасно) создают изначально совсем неверное представление о нем. И тут уже можно обсуждать впоследствии, что не стоит судить о человеке только лишь по внешнему виду. Сам Гюго тоже говорил, кстати, о том, что внешняя красота часто бывает обманчива. Уродливый Квазимодо оказывается самым чистым персонажем, гораздо привлекательнее, чем Феб, который в итоге ничего не стоит.

Еще один яркий персонаж именно в Национальном Классическом Балете – Гудулла, мать Эсмеральды. Она привлекает к себе внимание с первого своего появления, артистизм артистки заставляет сочувствовать, сопереживать и безотрывно наблюдать за историей действующего лица. Казалось бы, второстепенная роль, но в итоге она становится чуть ли не центральным персонажем, как и Квазимодо. Именно потому что зрителю становится интересен внутренний мир этого персонажа, что происходит с человеком, который сходит с ума от горя и как меняется, когда находит то, что искал всю свою жизнь – собственную дочь. И это тоже любовь, только родительская.

Это огромная сила! Это чувство способно пробудить в человеке что-то новое и тайное. Влюбленный человек способен на многое: как на хорошие, так и на отвратительные поступки, если не может никак найти душевное равновесие. Это очень сложное чувство, мощное, созидающее и разрушающее одновременно.

Борьба добра и зла – вечные темы многих произведений искусства, но в балете «Эсмеральда» она разворачивается внутри человека, в глубине душ и тесно переплетается одно с другим – темное и светлое, белое и черное так, что граница становится едва различимой.