Детям из семьи тюменских отшельников помогут социализироваться перед школой

Судебным прецедентом назвал уполномоченный по правам детей Тюменской области Андрей Степанов решение Заводоуковского районного суда подтвердить материнство и официально зарегистрировать двух девочек в семье старообрядцев из Коркинского сельского поселения Упоровского района.

Детям из семьи тюменских отшельников помогут социализироваться перед школой
© Российская Газета

Ксения З. и Виталий Щ. называют себя старообрядцами. Ей 32, ему 45. Живут в лесном домике недалеко от деревни Боровушки. От Тюмени туда почти две сотни верст. Народили деток: в 2020-м году одну дочь, в 2022-м вторую. Деревенские давно приглядывались к затворникам. А в феврале в лес нагрянула комиссия - глава сельского поселения, соцзащита, фельдшер. Незваных гостей на порог старообрядцы не пустили, осматривать малышей не разрешили. Глава дома заявил, что документы делать не будет. В общем, адекватного общения не вышло.

Спустя пару дней соцзащита потребовала от правоохранителей проверки по существу: чьи же это девочки.… Ведь факт родства документально ничем не подтвержден. И снова в лес пожаловали гости. Правда, уголовное дело ввиду отсутствия состава преступления возбуждать не стали. Виталий рассказал, что рожала Ксения, а роды принимал он сам, в своей бане. За детьми смотрят, воспитывают, они сыты-одеты. Живут тюменские "Лыковы" за счет своего хозяйства, тем, что даст природа. И, как говорят деревенские, глава семейства нет-нет да и подрабатывает в окрестных селах.

Получить свидетельства о рождении на детей старообрядцев все же заставили. Устанавливать факт появления на свет пришлось Заводоуковскому райсуду, поскольку добровольно взрослые в ЗАГС не явились, на генетическую экспертизу для подтверждения кровного родства с детьми тоже не пришли. Так как Ксения и Виталий в законном браке не состоят и совместного заявления не подали, отчество и фамилию девочкам присвоили по матери.

Но то суд, а то нормы и традиции, по которым живет семья старообрядцев. Еще не факт, что мама придет на процедуру госрегистрации актов о рождении детей. По закону, если она не сделает это спустя месяц после решения суда, это выполнит самостоятельно отдел ЗАГС администрации Упоровского района. Кроме того, Ксения должна будет оплатить 600 рублей госпошлины в доход муниципального бюджета. Сделает ли - вопрос, потому что разбирательство по этому поводу началось в феврале, на дворе уже август - за полгода молодая женщина и ее спутник из домовладения почти не выбирались.

Вроде бы ситуация разрешилась: у девочек будут документы. Но омбудсмен продолжает критиковать родителей-затворников.

- Дети для них будто "имущество", хочу - так распоряжаюсь, хочу - эдак. При появлении на свет ребенок тут же становится субъектом права, значит, может рассчитывать на нормальные условия жизни: общение, образование и так далее, - отмечает Степанов.

Уполномоченный пообещал, что детей старообрядцев в беде не бросят, тем более им еще предстоит учиться. В каком бы возрасте они не вышли из леса, с социализацией помогут. Областной департамент соцразвития также прокомментировал необычную историю. Там отметили: главное на данный момент - угроз жизни и здоровью детей ведомства системы профилактики не установили, а вопрос защиты прав и охраняемых законом интересов малышей останется на контроле.

- Если девочки здоровы, обуты, одеты, привлекать пару к ответственности оснований нет. Сложности могут возникнуть, когда наступит школьный возраст. Согласно п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны обеспечить детям получение общего образования, а принять детей в школу могут только при наличии свидетельства о рождении, - объяснила семейный юрист Надежда Котлова. - Если мама и папа отказываются давать образование (стандартное или семейное), это трактуется как неисполнение обязанностей и влечет административную ответственность.

Кстати, Ксения, как заявил комиссии ее суженый, - учительница младших классов. Значит, девочки, видимо, будут постигать науки в лесном домике. Правда, переводную аттестацию надо проходить в светской школе.

Между тем

Кто такие старообрядцы или двоедане, сибирякам и уральцам объяснять не нужно. Трудолюбивые, бережливые, аккуратные, не пьют, не курят, не сквернословят. Лечатся травами, близки с природой. В Тюменской области когда-то было множество раскольничьих сел и деревень - сюда бежали после церковной реформы. До сих пор в нескольких районах - особенно в Приисетье и Упорово - живут потомки тех, кто осенял себя двумя перстами. Встречаются и глубоко верующие. Причем, общины (это заметно по тюменской) год от года только молодеют.