Жутко и прекрасно

Тема неуютная и страшная, но у автора – Софии Агачер – совершенно неординарный взгляд на этот постапокалиптический мир: именно здесь, в зоне отчуждения, происходят странные, мистические вещи. Но интересно то, что переживаются они читателем совершенно реалистично: вот старик Матвей Остапыч, которого ведунья Медяниха научила разбираться в змеях "реки времени". Уж на что я не люблю змей, но после прочтения этой части романа, проникаешься к ним нежностью и благодарностью. Это и есть смена привычного ракурса угла зрения, читательского восприятия: "Как гадюки искривляют пространство и перемещаются во времени я не знаю, но по цвету яда научился различать, из какого временного отрезка тот или иной гад. Жёлто-коричнево-золотистый цвет яда – змея из настоящего. Этим ядом хорошо лечить болезни тела. Повесишь такую змею на шею – и боли как не бывало. Идёшь по лесу, а каждая мышца тянется, поёт, легко на душе, сразу лет десять сбрасываешь. Только с такой подругой надо ласково, нежно обращаться и вернуть её на место до захода солнца. Яд зелёного цвета даёт при дойке гадина из прошлого, и воздействует этот яд на то, что в прошлом надо исправить, а ещё – на тоску зелёную, раны душевные. Но больше всего ценится яд голубого цвета, это оберег в будущем – от огня, раны, железа любого, удара, глаза дурного. Яд этот матери покупали у знахарок за большие деньги для сыновей своих, идущих на смертный бой. Премудрости эти мне лет тридцать тому назад бабка Медяниха поведала". На фото София Агачер у замка Ваньковичей в Полесском радиационно-экологическом заповеднике Республики Беларусь. 31 июля 2021 года. Фото: из личного архива Софии Агачер. И не только в этом рассказе обнажаются прочные телепатические связи животных и человека. Змеелов в дневнике делает записи о том, как его спасла от верной смерти змея, задержав на нужное количество времени, и о том, как белая волчица и верный пёс, у которых возникла друг с другом какая-то тайная связь, спасают бойцов, попавших в окружение... Этому веришь абсолютно, потому что мистическое восприятие в художественном мире Агачер не для флёра загадочности, а для того, чтобы вскрыть тайные рычаги мироздания, увидеть его как бы изнутри, без всей оглушающей ежедневной суеты, прийти к человеку сокровенному, живущему в унисон с природой, которая его и кормит, и врачует, и спасает. "... Человеческое нутро, или "ментально-эмоциональное" тело человека, или его сознание способны перемещаться в животных и птиц. Господи, если бы хотя бы один учёный мог дать определение этой "тончайшей материи" за гранью наших сегодняшних представлений о взаимодействиях в живой природе, то, вероятно, он сам бы стал творцом!" В телепатический контакт с рысью вступает ещё одна героиня романа – Надежда: "Я ощутила в этот момент наслаждение движения и свободу полёта такого гибкого и сильного тела. Собираешься, напрягаешь мышцы, и при этом они не болят, не стонут, не дрожат, а наливаются мощью, и ты отталкиваешься от ветки и… кайфуешь, летишь стремительно, приземляясь на другую ветку, или дерево, или на траву". Помог Надежде в этом НЭТ – специальный нейрокомпьютер, подключённый к её мозгу. Надежда неизлечимо больна: ей остался всего один год до того момента, как полностью атрофируются все мышцы и придётся подключить её к аппарату искусственного дыхания... И вот доктор из Франции Анри Бертье предлагает страдалице "породниться" с компьютером, "почувствовавшего" Надежду как своего любимого человека. Это не только продлит ей жизнь, но и наполнит существование новыми необычными красками, драгоценным опытом проживания каждого дня, проникновения в ранее закрытые сферы реальности: "Это было первое признание в любви от Нэта, сказанное безучастным механическим голосом Николаса, которое я не забуду никогда. Профессор Ву поведал мне, находящейся уже в состоянии психогенного шока, как самую обычную вещь, что Нэт влюбился в меня с первого "прикосновения" и что основной ритм нейрограммы моего мозга доставляет нейрокомпьютеру огромное наслаждение. И он согласился прожить со мною много счастливых лет и заботиться о моём теле лучше, чем мама ухаживает за своим младенцем". Нельзя не отметить высокий художественный уровень романа: здесь и интонационное богатство (амплитуда от юмора до трагедийности), эти эмоциональные качели держат читателя в тонусе: не дают ему отчаяться вместе с героями, подбадривают в трудные моменты и щедро одаривают надеждой; и удивительно точные сравнения: "Потом, после нашатыря и изрядной дозы коньяка, помню, академик обыденно и деловито, как похоронный агент, рекомендующий выбрать тот или иной гроб, глазет или венок в беседе с родственниками умершего, посоветовал мне оставшееся время жизни потратить на поиск и покупку уникального медицинского оборудования, которое сможет через год поддерживать мои жизненные функции: дыхание, артериальное давление, общение с окружающим миром". Как уже отмечал в своей рецензии на отрывок из романа "Журнал Рыси и Нэта" в сборнике "Точка отсчёта" Роман Сенчин, Софии Агачер отлично удаются описания природы, свежие и трепетные: "В июне всегда просыпаюсь с солнышком. Соловьи поют, кукушка аккомпанирует им, туман румяными ватными шапками лежит на провалившихся крышах, заросших высокой травой улицах и каналах родного Погонного. Соседский филин обожает летать сквозь облака утреннего тумана, умывается, упражняется в фигурах высшего пилотажа". София Агачер по профессии врач и, может, потому, роман пронизан особым стоицизмом, мужеством перед лицом катастрофы — и Чернобыльской, и личной, такой как неизлечимый диагноз. Эмоционально, но без всякого надрыва, мудро, но без назидательности, с юмором, но без стёба повествует автор о человеческой силе духа, об умении доверять природе, о мудрости перед лицом трагедии. "Когда твоя жизнь тебе уже не совсем, что ли, принадлежит, то можно за ней наблюдать, как за чужой. Это, по крайней мере, успокаивает", – попробуйте-ка посмотреть на собственную жизнь с такого ракурса! Как это? Жутко и прекрасно. И эти два слова, пожалуй, определяют атмосферу романа "Журнал Рыси и Нэта". София Агачер - врач, писательница, автор романов "Твоими глазами" и "Путешествие внутри себя" и неизменная участница сборников поэзии и прозы. В сборниках "Вероятность счастья", (изд-во "У Никитских ворот", 2022) и "Точка отсчёта - Роман Сенчин представляет" (изд-во "У Никитских ворот", 2023) было опубликовано начало нового романа Софии Агачер, а его продолжение выходит в сборнике "На стыке веков", который будет представлен на стенде "ЛГ" в Экспоцентре на 36-ой Московской международной книжной ярмарке. Обложки сборников Подробнее об авторе книги "Журнал Рыси и Нэта" Софии Агачер

Жутко и прекрасно
© Ревизор.ru