Как избавиться от провинциального говора и научиться грамотной речи
Умение изъясняться грамотно сегодня ходовой товар. Для многих предпринимателей, блогеров от этого во многом зависит успех бизнеса. Потому-то на уроках культуры речи ушлые педагоги могут зарабатывать миллионы, не вставая с дивана.
"250 тысяч рублей за полгода - и я научу вас говорить красиво". Владелица салона красоты Кристина на предложение распиаренного в Сети педагога по культуре речи согласилась не раздумывая. Она давно поняла, что в ее бизнесе правильная речь помогает зарабатывать деньги не меньше, чем публикация фото клиентов "до" и "после".
Впрочем, недели через две владелица салона начала догадываться, что курсы напоминают набор заданий по риторике для пятого класса. Самым интеллектуальным было чтение и пересказ эпизодов из Анны Карениной. Но окончательно добил Кристину "ерундопель" - детская игра в слова и ассоциации. После урока по ерундопелю владелица салона отчетливо поняла, что вряд ли заговорит даже за четверть миллиона.
Что значит говорить правильно? Как отличить настоящего педагога по культуре речи от фейкового? Об этом - интервью "РГ" с профессором Азалией Блиновой, завкафедрой сценической речи Екатеринбургского театрального института.
Азалия Всеволодовна, а что для вас - говорить красиво?
Азалия Блинова: Помните, как говорил Базаров в тургеневском романе "Отцы и дети", "О друг мой Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво". Излишнее показное красноречие порой только вредит. Говорить мы должны прежде всего понятно, логично и литературно правильно.
Чтобы речь была правильной, надо с детства много читать. Благо, есть у нас богатство, которое оставили нам писатели-классики. Читайте, пользуйтесь их словарным запасом, впитывайте лучшие образцы. Читать тексты, которые откликаются у нас в душе, очень полезно, потому что тогда выразительность речи возникает органично, естественным путем. Мы сочувствуем герою, думаем вместе с ним, пытаемся вместе с ним выбраться из сложных ситуаций, любим или ненавидим. Следим за тем, как развиваются события и как их ход передал автор. Все это обогащает нашу собственную речь.
Вот почему родители обязательно должны читать детям вслух. И стихи, и прозу, и русские сказки. И Чуковского, и Маршака. Ребенок с юных лет должен быть окружен чистой речью.
То есть, если не читал и нет словарного запаса, с помощью которого можешь излагать свои мысли, от курсов и за 250 тысяч пользы никакой?
Азалия Блинова: Ну почему? Анну Каренину наконец прочитают (улыбается). А вообще, думаю, это не специалисты-"речевики" такие задания рекомендуют. Возможно, кто-то из наших бывших студентов организовал курсы. Одна из моих учениц переехала в Москву, в театр она не попала и взялась преподавать. За час зарабатывает больше, чем я в вузе, в несколько раз. Говорит: "Азалия Всеволодовна, вы что, с ума сошли, такие возможности упускаете!" Спрашиваю: и кому ты там преподаешь? А в Москву, говорит, столько понаехало девчонок из провинции, которые хотят работать продавщицами в больших торговых центрах, а говор-то у них местный, просторечный, выдает с головой, вот я с ними занимаюсь. Да, она по верхам прошла орфоэпию, дикцию, голос, но этого явно недостаточно, чтобы начать преподавать.
А как отличить хорошие курсы от плохих?
Азалия Блинова: Первым делом нужно выяснить, какое образование у преподавателя. Вдруг он самозванец или недоучившийся студент. Настоящее речевое образование дают на филологических факультетах и в театральных вузах. При этом, конечно, нужно прислушаться, как сам педагог говорит. Если вам его речь нравится, если отзывы о курсах хорошие, вероятно, стоит попробовать. Но легко и обмануться.
Знаете, есть, например, одна уральская черта: когда хотят продемонстрировать культуру речи, некоторые начинают "рАзгАвАривать нарочито пА-мАсковки", то есть что есть мочи акают. И тут кто-то может подумать: "Ах, как красиво говорит". Но это, как правило, подражание московскому просторечию. Хотя действительно - именно московская, акающая, речь считается литературно правильной. В ней сильная ударная гласная. А это удивительная гласная. Все безударные в русском языке чуть-чуть меняются. Их почти не слышно. Речевое насыщение смыслом, эмоциями, дают нам именно ударные гласные. Ведь интонационное богатство речи - это не просто желание сказать что-то чуть пониже, для придания весомости словам, или чуть-чуть повыше - для выражения эмоций. Это естественная, данная нам Богом, природой способность передать и свое отношение к собеседнику, и свои желания не столько с помощью конкретных слов, сколько благодаря интонации.
Вот, к примеру, ребенок упал, громко плачет, и я пытаюсь его успокоить: "Да ты мой м-ИИ-ленький, да ты что, уп-АА-л? Где у тебя бол-ИИ-т? Ой, н-ОО-жка. Ну-ка, дай-ка я на нее подУУю". И не важно, подую я или нет. Малышу уже от голоса, который передает мою заботу, становится чуть-чуть легче. Правильная выразительная речь - это своего рода многослойный, хорошо пропеченный пирог. Кроме интонации, в ней важно и голосовое звучание, и тембральная окраска.
Азалия Всеволодовна, а избавляться от местного говора нужно? От уральского, южнорусского, от других. Или важнее, что ты говоришь, а не как?
Азалия Блинова: Это зависит от того, в какой сфере занят человек. Если ему необходимо много говорить, если от этого зависит успех дела, конечно, нужно задуматься и работать над своей речью.
Прибегая к курсам или может помочь "наслушанность"?
Азалия Блинова: Если нет возможности заниматься с педагогом, вполне можно справиться и самому. Необходимо больше слушать носителей правильной речи. Есть великолепные аудиоспектакли, которые читают актеры еще советской поры. Тем более что и слушать их - огромное наслаждение. Говорят они безупречно. Еще лучше попасть в среду, где местный язык без особенностей. И тогда речь исправляется значительно быстрее.
К слову, раньше по говору почти безошибочно можно было узнать, откуда человек. А сейчас далеко не сразу отличишь, кто перед тобой - уралец, москвич или выходец из Петербурга.
Мы стали больше общаться и грани стираются?
Азалия Блинова: Люди стали более образованны. Больше внимания обращают на свою речь. Наше сознание расширилось. Да, раньше в транспорте, магазине говор был слышен ярче. Это бытовая речь. Сегодня она все-таки стала ближе к литературной, и по произношению, и по словарному запасу, и по звучанию голоса.
Азалия Всеволодовна, а от физиологических особенностей, которые мешают говорить, избавиться можно?
Азалия Блинова: Знаете, у меня есть студент, который недавно получил на речевом конкурсе театральных вузов страны первое место. Самое поразительное, что он заикается в жизни, а на сцене - никогда. Природа заикания сложна, чаще причина все-таки в психологических зажимах, которые идут еще из детства. Важно снять их. Мой ученик очень умный и глубокий парень. На конкурсе ему нужно было раскрыть суть рассказа Чехова "Студент". Но не просто пересказать содержание, а понять, для чего, почему это автор написал. Рассказ о вере, страданиях Христа. Чехов, когда его писал, сам разбирался в себе, в том, насколько его вера сильна, какие сомнения его берут. И в этом парне, моем студенте, тоже есть вера в Бога и тоже есть сомнения. Зажимы ушли, когда он захотел раскрыть Чехова и свое понимание этого рассказа. Ни один человек во время выступления в зале не догадался, что у него есть заикание. К слову, сейчас и в жизни он говорит все ровнее.
Как самому научиться говорить красиво и правильно
Развивать речевой слух. Больше читать и слушать образцы правильной литературной речи. Например, аудиоспектакли по классическим произведениям в исполнении актеров еще советского времени. Или аудиокниги, тексты которых записывают хорошие чтецы. Чаще посещать театр.Устраивать себе "уроки подражания" хорошей речи. Слушать, как, например, читает стихи известный актер, а затем пытаться самому прочесть так же. До тех пор, пока не получится.Не зажимать нижнюю челюсть. Расслабиться на мышечном уровне. Выпрямить спину, чтобы потоки воздуха при дыхании проходили свободно, чтобы ничего не мешало говорить.Четко проговаривать ударную гласную. Не смазывать окончания глаголов.
Незачем говорить четко по написанному. В устной речи - свои законы. Поэтому читай пункт 1.