Физкультура с трех лет и здоровый подход к гаджетам: В Москве прошла пресс-конференция форума "Ориентиры детства 4.0"
В Москве 22 августа пройдет всероссийский форум дошкольного образования "Ориентиры детства 4.0". В пятницу в московском пресс-центре ТАСС прошла конференция, на которой ведущие отечественные специалисты в области дошкольного образования и организаторы форума рассказали о современном состоянии самых ранних этапов обучения и воспитания, а также поделились подробностями грядущего мероприятия.
Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным коммуникациям в сфере образования, рассказала о достижениях в области дошкольного образования. Больше десяти лет назад, в 2012 году, был принят новый закон "Об образовании", впервые определивший дошкольное образование в качестве образовательной ступени. С тех пор многое изменилось в лучшую сторону - значительные средства в рамках реализации национального проекта "Демография" пошли на модернизацию старых детских садов и открытие новых учреждений, однако вначале не все проходило без проблем.
"Сначала в детских садах основное внимание уделялось увеличению мест в группах для детей от 3-х лет в ущерб ясельным группам. Однако потом на это обратили внимание, и ясельные группы также стали увеличиваться. В России сейчас есть все для развития детей всех возрастов. Прежде всего, у нас очень богатые научно-методологические разработки, осталось только, где необходимо, создать материально-техническое условия", - поделилась Любовь Духанина.
Также на конференции были озвучены показательные цифры: средний возраст ребенка, начинающего посещать детский сад, составляет 2,5 года. При этом подавляющее большинство родителей отмечает, что их дети пошли в дошкольное образовательное учреждение именно тогда, когда и планировалось. Таким образом, статистика показывает - уже сейчас можно говорить о том, что проблема дефицита мест в детских садах близится к решению.
О значимости уже проделанных и грядущих педагогических исследований в рамках новейших научных школ говорила и Инна Каракчиева, ведущий советник аналитического центра при правительстве РФ, заместитель директора департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ:
"Прямо сейчас в стране ведутся значимые научные исследования, как фундаментальные, так и прикладные. Очень важно понимать: новая концепция дошкольного образования должна опираться на огромный пласт исследований. Конечно, всегда хочется иметь больше исследований, и чтобы они были системными. Но у нас уже и без того накоплен огромный опыт развития системы дошкольного образования. А в настоящий момент мы фиксируем развитие новой научной школы, исследования в рамках которой которые основаны на взаимодействии с нейронауками".
Ирина Винер, председатель комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, рассказала о том, какие изменения в физическом воспитании самых маленьких ребят вступят в силу уже с этого года. Первого сентября в Краснодаре откроется первый в России центр раннего физического развития, где малыши смогут заниматься спортом уже с трехлетнего возраста.
Также Ирина Винер отметила, что с нового учебного года спортивные тренеры будут считаться полноценными педагогическими работниками, это же будет касаться и инструкторов по физкультуре в детских садах. Прямо сейчас в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта разрабатываются учебные программы по подготовке спортивных инструкторов для детей самого младшего возраста. Словом, акцент в дошкольном образовании делается не только на всестороннее духовно-нравственное развитие, но и на раннее приучение детей к здоровому образу жизни.
Вопросы, поднимавшиеся спикерами, касались не только теоретических положений современной педагогики или подробностей грядущего педагогического форума, но и максимально простых, понятных каждому родителю моментов. Так, например, председатель оргкомитета форума "Ориентиры детства 4.0" Николай Веракса рассказал о том, пользу или вред приносят современным детям гаджеты.
"На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Гаджет можно использовать по-разному. Одно дело, если ребенок проводит все свое время за виртуальными играми, совсем другое - использовать гаджет в учебных целях. Конечно, всегда необходим контроль взрослого. Но современные исследования показывают, что в тех случаях, когда гаджет используется продуктивно, уровень развития ребенка растет. А если гаджет используется ребенком бесконтрольно, то это, совершенно точно, вредно".
Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева рассказала о грядущем форуме "Ориентиры детства 4.0". Основная цель форума - наладить диалог между воспитателями со всей страны, объединить их в единое консолидированное научно-практическое сообщество. И, кажется, организаторам удается выполнить столь амбициозную задачу - в этом году на форум зарегистрировалось больше 5 тысяч человек!
"Этот форум нужен для того, чтобы воспитатели знали, что их мнение важно, - подчеркнула Дорофеева. - В этом году обязательно будут представлены новые форматы взаимодействия участников форума "Ориентиры детства 4.0". Но все это необходимо для того, чтобы гармонично развивалась система дошкольного образования. А развитие начнется только тогда, когда будет создано единое образовательное пространство".