Шприц с неизвестной жидкостью в каршеринге: насколько опасно уколоться?
Обновлено 22 августа в 13:13
Шприц воткнулся в ногу ребенку в Крылатском районе Москвы. 46-летний мужчина с женой и десятилетней дочкой арендовали автомобиль Geely через сервис BelkaСar. Когда члены семьи уже стали выходить из машины, девочка почувствовала, как что-то резко укололо ее в икру. У нее пошла кровь. Отец проверил место под задним сиденьем и увидел торчавший открытый шприц, в котором была жидкость светло-бежевого цвета.
Родители экстренно отвезли дочь в больницу, где девочка сдала анализы, и сообщили обо всем в полицию. Шприц с веществом изъяли и отправили на экспертизу. Что за жидкость была в шприце, кто оставил его там и зачем — пока неизвестно. О том, чем именно можно заразиться через такой «укол», Business FM спросила ведущего научного сотрудника Центрального НИИ эпидемиологии, врача-инфекциониста Олега Юрина:
Олег Юрин ведущий научный сотрудник Центрального НИИ эпидемиологии, врач-инфекционист «Наиболее опасное и вероятное — это ВИЧ-инфекция и гепатит В или С, но надо сказать, что во всех случаях при таком вот ранении, даже если этот материал зараженный, то там вероятность заражения небольшая (меньше 1%) при таком вот уколе, как описывается. Это не было введение, а просто укол. Доза этого вируса, она при такой ситуации может быть небольшой. Есть такая статистика, что если врач или медработник во время какой-то процедуры колется иголкой, которой только что делал инъекцию больному ВИЧ-инфекцией, то где-то 0,5% вероятность заражения в таком случае».
В компании BelkaCar заявили, что по результатам внутренней проверки примут меры к пользователю машины, который нарушил правила сервиса. Имеется в виду тот, кто оставил шприц на заднем сиденье. До конца августа будет запущена новая система рейтинга вождения пользователей, которая позволит выявлять нарушителей и точечно работать с такими нарушениями, пообещали представители компании.
О том, как именно можно выявлять недобросовестных водителей шеринга и поможет ли это бороться с употреблением наркотиков в арендованных машинах, рассказывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Подобная система у других каршеринговых компаний работает уже давным-давно, и я, на самом деле, сейчас удивлен, что BelkaCar только сейчас внедряет подобную систему. Анализировать модель поведения водителя можно достаточно легко. Мы понимаем, что в автомобиле есть вся телематика, есть возможность получать всю информацию в режиме реального времени, записывать, как обычно водит этот человек, и, соответственно, выявлять любые отклонения в его поведении. Причем в режиме онлайн это можно делать, пресловутые нейросети могут с этим справляться. В случае выявления аномалии логично будет, если будут включаться встроенные в салоне камеры. Если человек будет находиться в состоянии наркотического опьянения, это позволит компании оперативно среагировать и подключить правоохранительные органы к решению проблемы. Ситуация в данном случае никак не связана с каршерингом, она связана с тем, что вокруг нас колоссальное количество людей употребляет наркотики. У нас в стране каждый четвертый осужденный сидит по статье, связанной с оборотом наркотиков, это сотни тысяч людей. Каршерингу BelkaCar нужно совершенствовать свои технологии, потому что у лидеров этого рынка уже давным-давно используется и анализ поведения водителя, и камеры в салоне установлены, и борьба с людьми, которые чужие аккаунты используют. Но система сможет анализировать только поведение водителя, а если абсолютно трезвый водитель в своей привычной манере везет компанию, которая употребляет в машине запрещенные вещества, тогда система вряд ли что-то выявит. Если люди что-то курят, система никогда не сможет понять, что конкретно, она сможет выставить только счет за нарушение правил пользования каршерингом. Я боюсь, что здесь компания сама в большей степени пострадала, как минимум репутационно, потому что пассажиров каршеринга она уж точно не отследит».
Врачи призывают не паниковать. Много лет назад по разным городам России ходили слухи о неких ВИЧ-террористах, которые якобы оставляли шприцы с зараженной кровью в сиденьях кинотеатров. Гендиректор благотворительного фонда «Гуманитарное действие» (исключен из реестра иноагентов) Сергей Дугин говорит, что чаще всего речь шла о городских легендах-страшилках. Но даже если кто-то оставит шприц в каком-то сиденье и жертва реально заразится, современная медицина при оперативной реакции способна с этим справиться:
Сергей Дугин гендиректор благотворительного фонда «Гуманитарное действие» «72 часа — это ВИЧ-инфекция. Гепатит С сейчас вообще лечится без проблем таблетками, не как раньше. Если обнаруживается ВИЧ-инфекция, то человеку выдадут препарат профилактический, он его пьет, и риск к нулю сводится. Вполне все это лечится, это доступно. А здесь: думать каждый раз про то, что где-то может быть шприц, — можно с ума сойти. Лучше, мне кажется, внимательно садиться, коли такой случай был. Каждый раз смотреть, куда ты садишься в каршеринге или в общественном транспорте. Сосулька может упасть на голову зимой, сугроб, еще что-то — теперь под домом не ходить, что ли?»
Вместо маниакального изучения каждого кресла на предмет наличия там иголок эксперт советует гражданам всегда пристегивать ремни безопасности в машине и чаще смотреть по сторонам, переходя дорогу по пешеходному переходу.