Когда взрослые настаивают, чтобы ребенок выбрал профессию, которая его не интересует, дети часто вообще теряют мотивацию и не хотят ничем заниматься. Первое, что нужно сделать родителям — это пообщаться с ребенком, узнать больше о его текущих интересах и предрасположенностях. Начинать разговоры о выборе профессии оптимально, когда ребенок окончит 6 или 7 класс. В этом возрасте уже есть минимальная база знаний и понимание специфики некоторых профессий. По мнению педагогов, в более раннем возрасте осознанный выбор профессии маловероятен. Но затягивать с такой беседой тоже не стоит: чем раньше ребенок попробует себя в разных сферах и направлениях, тем раньше поймет, что ему интересно, и тем больше времени у него будет на развитие нужных навыков. Если окажется, что у ребенка уже есть какие-то интересы, нужно дать ему попробовать себя в этих сферах, показать, как они устроены. Можно поискать представителей интересующей профессии в своем окружении. Крупные компании, в том числе VK, регулярно проводят бесплатные экскурсии по своим офисам. Сводите ребенка на такую — это отличный шанс увидеть работу IT-специалистов изнутри и визуализировать себя на их месте. Если ребенок пока не знает, чем бы хотел заниматься в будущем, задача взрослых — рассказать ему тех возможностях и направлениях, которые есть на рынке труда, начав с того, чем на работе занимаются они сами. Сегодня у родителей также есть множество доступных инструментов, которые помогут сделать процесс профориентации интерактивным и увлекательным. Для профориентации в сфере IT подходит федеральный проект "Урок цифры", где детям в игровой форме рассказывают о современных технологиях и связанных с ними востребованных профессиях. Кроме того, подростки могут попробовать себя в роли разных специалистов в сервисе "Тест-драйв IT-профессий" ВКонтакте. Важно, что это проходит онлайн — в формате, который близок и понятен детям и доступен каждому. С помощью интерактивных цифровых механик подростки могут больше узнать о том, какие профессии есть в IT, попрактиковаться в решении реальных задач и понять, насколько им близка та или иная специальность. Если говорить не только об IT, то существует такой проект - "Билет в будущее". Он охватывает широкий выбор сфер и профессий в них. Есть данные о том, что современные дети могут назвать не больше 10 профессий. Поэтому задача взрослых — показать им все многообразие рынка труда. В той же сфере IT задействовано огромное количество специалистов — и не только тех, которые работают с кодом. Это и дизайнеры, и маркетологи, и юристы. Детям это не всегда очевидно, поэтому об этом нужно рассказывать. Стандартные тесты, выявляющие склонность ребенка к той или иной деятельности, тоже можно использовать, но в идеале — с последующей консультацией психолога. Тогда это будет наиболее эффективно. Помимо прочего, важно донести до ребенка, что выбор профессии — это не обязательно навсегда. В любой момент можно что-то поменять. В среднем к 35 годам человек может поменять до пяти мест работы. Школьники склонны к некоторому фатализму: думают, что сдадут ЕГЭ, поступят в вуз — и после этого в их жизни уже ничего не изменится. Поэтому важно напоминать, что они просто намечают карьерную траекторию и выбирают из альтернатив. Родителям тоже важно расширять свой кругозор: анализировать рынок труда, следить за трендами, оценивать перспективы разных профессий. А еще — проявлять эмпатию: можно подсказывать и направлять, но не принимать решения за детей. Никто лучше, чем мама или папа, не знает своего ребенка. В этом и сила родителей — можно помочь ребенку выбрать путь, который будет ему интересен и при этом актуален в будущем. Автор - руководитель профориентационных и просветительских проектов VK Алена Штабина.