И снова об ответственности
Из года в год осенью повторяется одно и то же: множество животных в селах, деревнях, садовых товариществах, просто около дорог остаются брошенными. Подросшие котята и щенки, взрослые кошки и собаки — все они оказываются ненужными тем, кто еще недавно вроде бы заботился о них, кого они считали хозяевами, кому доверяли. Значительная часть животных гибнет. Собаки сбиваются в стаи. К сожалению, от таких стай нередко страдают ничем не причастные к тяжелой доле этих животных люди: случайные прохожие, старики, дети. Порой доходит до трагедий.
А бывшие хозяева, которые сначала взяли к себе животное, поиграли с ним, потом просто оставили на улице, уезжая с дачи в город, или бросили где-то по дороге, в пути, даже не задумываются о последствиях своих действий, как для самого животного, так и для других людей.
Будто это была игрушка, красивая, интересная, но все же игрушка, а не живое существо.
Горькая судьба брошенных животных — яркое проявление дефицита ответственности среди современных людей.
Говорю я об этом по нескольким причинам. Во-первых, уже сейчас на улицах появляются брошенные животные. У кого-то отпуск уже закончился, с питомцем он «наигрался», вести в квартиру с собой не захотел. Как результат — котик или собака оставлены на улице или куда-то подкинуты. Во-вторых, следует задуматься тем, кто сейчас еще в отпуске, на каникулах, и увидел где-то милого щенка или котенка, поддавшись эмоциям, говорит: «Возьму к себе». Замечательно, что возьмете, если только возьмете его насовсем и будете заботиться о нем. Но если сейчас понравился, а через неделю надоест, вспомните, что перед вами не игрушка и не сувенир, что живое существо, Бог дал ему жизнь, и нельзя брать или оставлять по сиюминутному капризу, нельзя обрекать его на голод, страдания, бездомность и подвергать опасности других людей. В-третьих, если вы решили оставить после отпуска животное, подкинули его куда-то, может быть еще подумаете и измените это свое решение? В-четвертых, если у вас уже живет взятый летом котенок или щенок, продумайте заранее его дальнейшую жизнь: как перевезете в город, если живете там, какие обязанности и труды теперь у вас добавятся и т. д.
Каждое лето набирается много невеселых историй. Семья приезжала в село к родным. У их соседей была кошка с котятами. Ребенок увидел кошачье семейство и стал просить родных взять котенка к себе домой. Отказывать ребенку не привыкли. Объяснять, что это не игрушка, что это ответственность, труд, что животное быстро станет взрослым, не стали. То ли поленились, то ли посчитали, что ребенок маленький, то ли сами об этом не задумывались. Котенка взяли. А дальше… То ли ребенок заснул в машине на обратном пути, а взрослые решили, что котенок им все-таки ни к чему, а ребенку можно будет сказать, что котенок убежал; то ли котенок самого ребенка коготками задел, а ребенок такого вовсе не ждал и обиделся, но крохотное, еще почти беспомощное животное оказалось выброшено из машины на обочине дороги, где активное движение машин.
Женщина рассказывала бывшей однокласснице, что у кошки два котенка, скоро предстоит их пристраивать. На это собеседница посоветовала тихонько принести их на территорию ближайшего монастыря и незаметно в уголке возле кустов выпустить: «Так многие делают». К счастью, хозяйка кошки отказалась так поступить, понимая, что это неправильно. Но сколько людей, к сожалению, так делают. И при этом совершенно не задумываются, почему насельники монастыря и работающие там люди должны как-то стараться устроить жизнь множества животных, в бесприютности которых они вовсе не виноваты.
Не могу не вспомнить и семьи, где по просьбе детей соглашаются завести кошечку или собачку, но потом, когда питомец подрастает, он вдруг «пропадает», «убегает». И целая череда таких случаев. И пополняют эти питомцы число животных, ставших бездомными. А сами члены семьи время от времени снова берут к себе очередного котеночка или щеночка, который снова вскоре «пропадает». Т.е. жизнь не учит их даже тому, что очевидно: если раз за разом проявляете неготовность постоянно заботиться о вами же выбранном и взятом питомце, зачем же брать следующего?
Когда ребенок видит котенка, щеночка — хочется такого себе домой, хочется с ним играть. Ничего удивительного в этом нет. Но рядом есть взрослые. И их задача, если животное в дом взять нет возможности, объяснить причины этого. Если же они готовы взять кошку или собаку в дом, необходимо объяснить ребенку, что это не игрушка, а живое существо, что смирно сидеть на полочке оно не будет, что оно потребует много постоянной заботы, что за ним нужно ухаживать, что оно может кусаться, царапаться и что-то в доме испортить, что оно быстро вырастет и уже не будет таким забавным, что если берем, то насовсем, не получится — немного поиграл и передумал.
В наши дни взрослые нередко не хотят отказывать в чем-то ребенку, соглашаются практически на все, что он попросит, не задумываются о последствиях. Получается, что это не по-настоящему взрослые люди, а так до конца и не повзрослевшие, не осознавшие ответственность. И их дети получают такой опыт: «хочу» — это самое главное, и получаю. Сейчас я хочу этого симпатичного, забавного котенка или щеночка — возьмем его к нам домой. А несколько позже я хочу дольше спать и не хочу гулять с подросшей собачкой, или кот вырос и уже не такой забавный, а бабушка не переносит шерсти животных в доме, или он поцарапает диван, а поэтому оставим собаку в поселке, выкинем кошку где-нибудь подальше от дома.
И вырастает человек с этим опытом: мои «хочу» исполняются и не влекут за собой никаких обязанностей и ответственности, главное — мои желания, а их влияние на других меня в общем-то не беспокоит… И переносит он такое отношение на самые разные сферы жизни. И сами же взрослые, не раз давшие ребенку пример безответственного отношения к своим же действиям и поступкам, теперь удивляются и недовольны. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18) – об этом знали не только в древнем Израильском царстве, но наши мудрые бабушки и дедушки, жившие сравнительно недавно. Народная мудрость говорит: «Что посеешь — то и пожнешь». И это вечно. И как из маленьких пазлов складывается большое панно, так и из мельчайших деталей быта, которые оказывают воспитательное воздействие, складывается текущий исторический момент, растянутый во времени. Вроде мелочи — то ребеночку разрешили, там не ограничили, а потом недоумеваем: «Ну надо же, молодежь работать на заводах не хочет! Все хотят блогерами быть!» «Ну надо же, историю своей Родины не хотят ни изучать, ни уважать!» «Ну надо же, в армии служить не хотят!» А все мы родом из детства, как известно… «Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им», — говорится в книге Сираха (Сир. 30; 2).
Судьбы бездомных животных, их страдания, опасность их для людей нередко становятся темой публикаций, обсуждений. Животные, которые даже называются именно домашними, в огромном количестве оказываются уличными. Корень этого — человеческая безответственность.
Вспомнилось одно очень грустное стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге». Вот отрывок из него:
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса…
…Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Может, хотя бы стихи тронут черствые сердца?..