Общение и поддержка: психологи рассказали о работе подростковых клубов в Москве

Более 600 школьников посещали в минувшем учебном году подростковый клуб Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) столичного Департамента образования и науки. Какие виды активностей ждали их после уроков, и как это поможет им в дальнейшей жизни — об этом «Вечерней Москве» рассказали специалисты центра Юлия Карабутова и Анастасия Обухова.

Общение и поддержка: психологи рассказали о работе подростковых клубов в Москве
© Вечерняя Москва

Что такое подростковый клуб

Подростковый клуб — пространство, в котором дети осваивают коммуникативные навыки, реализуют способность позитивно и творчески строить свою жизнь и устанавливать продуктивные социальные связи.

Ведущие подросткового клуба — педагоги-психологи — помогают школьникам налаживать отношения друг с другом, в чем-то направляя и давая обратную связь. Важную роль в этом играют правила, которые помогают создавать психологически безопасную атмосферу и структуру взаимодействия.

В 2022/2023 учебном году подростковый клуб работал в 17 территориальных отделениях Городского психолого-педагогического центра Москвы. Его участниками стали около 600 человек.

Чем можно заниматься в подростковом клубе

Чтобы сделать социальный опыт, получаемый в клубе, интересным и полезным, на выбор детям предлагают много вариантов времяпрепровождения. В их числе командные игры и викторины, проектная деятельность и киноклуб, совместные праздники. Все виды активностей пересекаются с интересами участников клуба: музыкой, кино, развитием эмоционального интеллекта.

Игры и викторины

Это прекрасный способ весело и конструктивно провести время, лучше узнать друг друга, научиться договариваться и планировать время, «прокачать» способность к рефлексии и эмоциональный интеллект. Викторины — это возможность получить опыт командной работы и совместного решения сложных задач. Каждая команда придумывает и выбирает название.

В процессе игры необходимо выслушивать каждого участника и принимать коллективное решение об ответе. После мероприятия школьники делятся впечатлениями.

Столичные психологи помогут позитивно встретить осень

Проектная деятельность

Это шанс для подростков реализовать творческий потенциал через косплей, создание мультфильмов, написание сценариев к видеороликам. Проектная деятельность помогает школьникам осознать, что решение локальных задач приводит к достижению глобальной, основной цели, которая была поставлена перед ними.

Творчество

В клубе подростки могут творчески самовыражаться — лепить, рисовать, создавать коллажи. Эта деятельность может быть как структурированной (задание на определенную тему), так и свободной, например, когда через творчество подросток находит выход для каких-то сложных чувств и переживаний.

Участие в творческих активностях может инициироваться самими подростками или ведущими клуба. В течение всего учебного года участники клуба украшали помещения к праздникам и предлагали варианты оформления кабинетов.

Они придумывали и проводили мастер-классы по рисованию, созданию коллажей на социальные и личностные темы («Я через 10 лет», «Мое идеальное лето», «Быть подростком — это...»), что позволило школьникам учиться лучше понимать себя, развивать осознанность и выражать себя через творчество.

Совместные праздники

Важную роль для развития клубного сообщества играет организация и проведение праздников. Здесь большая доля ответственности отдается подросткам.

За несколько встреч до мероприятия ведущие клуба спрашивают, нужен ли этот праздник, и кто готов включаться, чтобы он получился. Далее планируется само мероприятие и распределяется ответственность за отдельные его части: угощения, музыку, безопасность, украшение зала, приглашения, костюмы, программу, уборку.

В прошедшем учебном году в подростковых клубах провели множество праздников и мероприятий. Их целью был не только приятный совместный досуг, но и развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности и повышение степени участия в командной работе. Вклад в общее дело, получение признания и благодарности очень важны для формирования у подростков положительной самооценки и внутреннего принятия собственной значимости и успешности.

Киноклуб

Некоторые встречи по предварительной договоренности с подростками посвящаются просмотру фильмов или мультфильмов. Самая ценная часть кинопоказов — последующее обсуждение увиденного. Возможность обменяться впечатлениями со сверстниками и ведущими клуба, услышать различные точки зрения помогает участникам получить уникальный опыт разделения эмоций и размышлений с другими людьми.

Совместная деятельность становится основой для доверительного контакта психолога с подростком, благодаря которому школьник может осознать внутренние тревоги и переживания, чтобы сформулировать запрос на поддержку и консультацию специалиста.

Некоторые вопросы, возникающие в процессе обмена новостями и общения, дают материал для организации дискуссий на важные для подростков темы: «Как справляться с эмоциями», «Зачем соблюдать правила», «Как сделать общение комфортным для всех участников клуба». В ходе таких бесед подростки получают важный опыт доброжелательного обсуждения различных тем, а также могут сформировать собственное отношение к поднятым вопросам. По мнению ведущих, это положительно влияет на взаимоотношения между подростками и создает доверительную и открытую атмосферу на встречах клуба.