Отдельный вид искусства: что определяет успех спектакля

Но то, как проходит процесс создания декораций и костюмов, всегда остается незримым для зрителя. Сейчас в залах Московского союза художников на Кузнецком Мосту проходит выставка «Итоги сезона № 60», посвященная работе театральных художников. Так же, как отличаются визуальные решения постановок, отличаются и методы создания декораций. Например, Владимир Арефьев в эскизах к спектаклю «Опасные связи» собрал коллаж с использованием фотографий и фрагментов репродукций из картин. Станислав Бенедиктов, ушедший из жизни в прошлом году, всегда создавал детализированные трехмерные макеты не только самого пространства, но и всех мизансцен — так, в макете к спектаклю «Душа моя Павел» можно рассмотреть, кто из персонажей где должен стоять, как взаимодействовать с декорациями.

Отдельный вид искусства: что определяет успех спектакля
© Вечерняя Москва

Кукольный театр тоже не обошли вниманием.

Это особенно сложная работа, потому что мастер-кукольник должен быть чутким к идеям художника, чтобы новый участник игрушечной труппы точно соответствовал задуманному характеру. С особым увлечением я рассматривала марионеток из спектакля «Три толстяка» московского театра кукол «Жар-птица» — рыжеволосые персонажи, созданные Варварой Трусовой, настолько реалистичны, что кажется, вот-вот оживут и заговорят.

Мастерство художника сцены заключается еще и в том, чтобы придумать костюмы, в которых удобно двигаться и легко переодеваться артистам. Но при всей последующей сложности в создании выкройки первые наброски художника обычно напоминают не технические чертежи, а самостоятельные художественные произведения. Такая работа схожа с созданием иллюстраций к литературе. В некоторых эскизах можно рассмотреть влияние Леона Бакста, одного из самых известных сценографов, работавших над «Русскими сезонами» Дягилева, а другие напоминают графику неомодерна изящными линиями, деталями и даже фоном, отражающим настроение персонажей. Эскизы Марины Вольской к спектаклю «Король Лир» в Театре Российской армии иные — выразительно графичные, вызывающие ассоциации одновременно с творчеством Обри Бердслея и эстетикой сериала «Игра престолов».

Синтез искусств в театре бесспорен, но, как дети разбирают иногда любимую игрушку на детали, так же хочется разобрать и полюбившийся спектакль и понять, из чего же состоит то зрелище, которое захватывает нас и заставляет переживать целую палитру чувств. Визуальные образы в этом процессе играют далеко не последнюю роль.

Мы узнаем цитаты из живописи, на наши эмоции воздействует цвет, а линии силуэтов способны сделать образ статичным или, наоборот, воздушным и летящим. На выставке, организованной Союзом театральных деятелей России, можно проследить, насколько многообразна современная сценография и по-другому начать воспринимать художественное решение.