Донской психолог рассказал, возможно ли оградить подростка от негативного влияния из Интернета
Ростовская область, 4 августа 2023. DON24.RU. В России участились случаи, когда подростков и молодежь через соцсети подстрекают на правонарушения. Недавно мы писали о том, что полицейские остановили молодого парня, намеревающегося поджечь здание администрации в Азовском районе. Корреспондент ИА «ДОН 24» решила разобраться, как можно оградить своего ребенка от негативного влияния из Интернета и при этом не испортить с ним отношения. В вопросе помог разобраться доцент кафедры общей и педагогической психологии ЮФУ Александр Мирошниченко. Он объяснил, что именно подростки чаще подвержены негативному влиянию из Интернета из-за отсутствия жизненного опыта и тяги к новому. «Именно подростки в большей степени подвержены негативному влиянию, потому что это самый активный возраст в поиске новой информации, всего нового, всевозможных вариантов поведения и компаний. Именно поэтому эта активная группа находит как хорошие, позитивные движения, так и опасные», – объяснил доцент. Углубление в запретные темы особенно тревожно в этом возрасте, потому что подросток не всегда понимает ответственность за те смысловые посылы, которые ему транслируют. «Когда идут на собрания, на митинги, пишут комментарии в Интернете, думают, что это анонимно и безопасно, потому что мы ничего плохого не делаем. Это они, а не мы. Мы просто пришли посмотреть, послушать, что там происходит. А на самом деле зачастую незаметно начинают транслировать эту информацию дальше», – прокомментировал Мирошниченко. Родителям нужно слушать, что говорит ребенок. Если в его размышлениях появились идеи сепаратизма, экстремизма, негативизации власти и общества в целом, стоит обратить внимание на его интересы и задать себе вопрос: это действительно критичность ребенка или он состоит в обществе, где эти темы постоянно транслируют? «Ребенка нужно обязательно поддерживать и разговаривать с ним. Вопрос поддержки не в соглашательстве с тем, что он говорит и делает. Не в том, чтобы лезть к нему в личную переписку в соцсетях. Речь не про это. На те же телеграм-каналы и соцсети, которые постоянно верещат у подростков в телефонах, родитель тоже может подписаться, чтобы понять, куда идет общение и кто в этих группах состоит. При этом взрослый не влезает на личную территорию ребенка», – рассказал эксперт. Чтение же личной переписки и подглядывание, по мнению эксперта, позитивного эффекта не даст, а только подорвет доверие между родителем и ребенком. «Доверие в общении, в просвещении. Нужно объяснять, что бывают разные группы, бывают разные люди, разные поступки. Нужно не ограждаться, не боятся этих групп, потому что то, что страшит, психологически может казаться могущественным, таинственным. И, с одной стороны, вроде бы как родители предупредили, что это плохо, и ребенок отторгал, но при этом принимал силу того, от чего он отторгается. В какой-то момент это может сыграть злую шутку. Ребенок все-таки заинтересуется и полезет туда. Будет обратный эффект». Чтобы не дать подростку попасть в неприятности, эксперт советует разъяснять, что существуют преступники, разные общественные деятели, определенные социальные правила. Ребенок должен понимать, что в социуме есть различные мнения и каждый человек имеет право на собственную позицию, но ко всему нужно относиться критично и отличать добро от зла. «Деструктивные установки транслируются в том числе профессионалами. Но если у ребенка воспитаны свои ценности, то он более критичен и устойчив. Если ребенок понимает, что такое хорошо, что такое плохо, то, увидев что-то происходящее, он уже будет для себя принимать решение – вовлекаться ему в это или он этого не хочет. Даже совершая плохой поступок, он будет понимать, что это нехорошо. Опасно, когда ответственность перекладывается на манипулятора без осознания последствий», – подвел итог Мирошниченко. Задача родителя в этой ситуации – обеспечить своему ребенку позитивный жизненный опыт и познакомить с разными сферами жизни: культурой, спортом, образованием, природой. В жизни подростка должны быть друзья, кружки, школа, группы, где не муссируются негатив и экстремистские установки. Тогда, столкнувшись с чем-то опасным, ребенок сможет сделать верный выбор.