Войти в почту

Мэри Поппинс за рулем: На Кубани резко вырос спрос на автонянь

Перед первым сентября спрос на автонянь резко вырос. В Краснодаре интерес к их услугам в последний летний месяц подскочил на 27 процентов по сравнению с августом прошлого года. Такие данные привел сервис "Авито Услуги". Корреспонденты "РГ" выяснили, чем няни на колесах отличаются от обычных и каким из них можно доверить своего ребенка.

Мэри Поппинс за рулем: На Кубани резко вырос спрос на автонянь
© Российская Газета

- Главное отличие от обычной в том, что автоняня не проводит весь день с ребенком, а отвозит его, например, в школу или на танцы и обратно домой, - рассказали в сервисе "Авито Услуги". - Такой рост спроса на автонянь объясняется их мобильностью, которая особенно актуальна для семей, где дети посещают не только школу, но и дополнительные кружки и занятия. Также они могут стать более доступной альтернативой няням на полный день.

Основатель и руководитель сервиса сопровождения детей на автомобилях без родителей Анна Гурова - сама мама двоих детей. Когда несколько лет назад вышла из декрета, стала искать автоняню для сына и столкнулась с тем, что рынок этих услуг оказался "серым", если не сказать "черным". Няни с просторов интернета отказывались предоставлять паспортные данные и не давали никаких гарантий, что приедут точно в срок за ребенком.

Официально профессии "автоняня" не существует, поэтому каких-то четких правил при найме таких сотрудников нет

- Я как-то была в гостях в Москве, оказалось, в столице этот рынок очень развит, там много автонянь, и все они заняты уже в начале учебного года. С сентября и до конца мая свободного специалиста найти очень сложно, - рассказывает Анна.

Она решила основать свой сервис и зарегистрировала ИП. Начинала в 2018 году с Ростова-на-Дону, сейчас у нее уже целая сеть - компания работает в том числе в Краснодаре и Ставрополе.

- Все наши водители - женщины, стаж вождения у них - не менее 10 лет, безаварийный - не менее пяти. Также собираем справки - медицинскую, об отсутствии судимости, без этого даже не проводим собеседование. Сотрудницы - самозанятые, либо оформляем с ними трудовой договор, - поясняет Анна. - С родителями тоже заключаем официальный договор. Осуществляем страхование детей.

Оплата зависит от расстояния, времени и частоты поездок. Например, компания заключила договор с родителями из Краснодара - их дочку каждый день отвозят в Баскет-холл на тренировку по гимнастике, а затем возвращают домой. Договор на неделю обошелся в 4800 рублей.

- Когда формировала тарифы в каждом городе, исходила из того, что родителям наши услуги должны быть выгоднее, нежели услуги личного водителя или няни, которая берет почасовую оплату. Но, безусловно, они дороже такси раза в полтора. Дешевле быть не может, потому что к ребенку прикрепляется один человек, он его встречает и провожает от двери до двери. У нас целевая аудитория - дети от шести до 10 лет. Если потребуется автокресло, мы его предоставим от организации. В случае возникновения конфликта с заказчиком можем заменить сопровождающе- го, - добавила Анна Гурова.

Татьяна Максина основала сервис автонянь в Краснодаре. Сама работает как самозанятая, с водителями заключает договор подряда. Теперь хочет расширить дело и создать компанию.

- Ранее я специально устроилась в такси, работала по детскому тарифу, общалась с мамами, узнавала у них, нужен ли такой сервис в городе, изучила рынок, конкурентов, - рассказывает Татьяна. - Сейчас создала группу в соцсети, занимаюсь заключением социального контракта, когда защищу бизнес-план, буду привлекать СММ-специалистов для продвижения, у меня уже есть свой сайт.

Она планирует не только заниматься сопровождением детей, но и оказывать дополнительные услуги заказчикам - няня по желанию родителей сможет не только отвезти ребенка в школу, но и покормить его, помочь сделать уроки.

- Также хочу включить в услуги сопровождение пожилых людей, например, в аптеку, больницу, магазин. Сама поездка будет платная, однако водитель бесплатно отведет пожилого человека, например, в супермаркет, поможет сделать покупки, донесет пакеты, - добавила Татьяна.

По словам руководителя городской службы сопровождения детей в Сочи Ольги Синицыной, официально профессии "автоняня" не существует, поэтому каких-то четких правил при найме таких сотрудников нет. Среди основных требований - пятилетний водительский стаж, наличие автомобильного детского кресла, уверенное вождение, справка об отсутствии судимости, отрицательная флюорография. Кроме того, сотрудница должна быть некурящая или, по крайней мере, не должна курить в машине и при ребенке, чтобы не было запаха табака.

- У нас ИП, с автоняней заключаем договор как с самозанятой, - сообщила Синицына.

Что касается детей, то они не должны есть и пить в машине, но это больше связано с безопасностью самих маленьких клиентов, чтобы они, например, не подавились по дороге. В Сочи в качестве автонянь работают только женщины - чаще всего мамы в декрете и активные пенсионерки. Оплата зависит от расстояния и пробок. В среднем поездка выходит в 500-600 рублей.

В Краснодаре свои услуги на онлайн-платформах предлагают и мужчины, но их, конечно, немного. Что касается женщин-автонянь, то среди них немало профессиональных педагогов с высшим образованием и опытом работы в школе, готовых поработать еще и репетиторами. Некоторые даже могут предоставить рекомендации от других заказчиков-родителей.

- При выборе няни с помощью онлайн-платформ рекомендуется обращать внимание на отзывы о работе специалиста от других пользователей, а также запросить информацию о его опыте работы с детьми. Также следует провести первую встречу-знакомство - посмотреть, как специалист взаимодействует с ребенком и налаживает контакт. Важно убедиться в наличии безаварийного стажа, а также обратить внимание на состояние автомобиля и салона, наличие детского кресла и рабочих ремней безопасности, не стоит также пренебрегать возможностью проехать вместе с автоняней, - отметили в "Авито Услуги".

Как считает генеральный директор сети автопрокатов в России и за рубежом Дмитрий Матвеев, лучше доверить подбор автоняни агентствам, сотрудники безопасности которых сейчас тщательно проверяют кадры, от которых зависит жизнь и здоровье детей:

- Это более глубокая проверка, чем та, которую вы можете осуществить самостоятельно. Они могут получить информацию из закрытых источников об отсутствии судимости, административных правонарушениях, о стаже вождения без аварий и штрафов. Также в агентствах проверяют не только человека, но и техническое состояние ТС, если няня ездит на собственном авто.

Комментарий

Алексей Иванов, адвокат, Краснодар:

- Отношения с автонянями выстраиваются, как правило, на договоре об оказании услуг. Перед его подписанием важно тщательно с ним ознакомиться и обратить особое внимание на то, с кем он заключается: физическим или юридическим лицом. Также надо посмотреть предмет договора, обязанности и ответственность автоняни. Неплохо провести элементарный аудит контрагента по договору и собрать о нем доступную информацию. Это позволит минимизировать риск. При выборе автоняни также необходимо обратить внимание на наличие профессионального образования, водительского удостоверения, стажа, рекомендаций, отзывов, а также удостовериться в отсутствиии штрафов в ГИБДД и судебных задолженностей.

Тем временем

В августе в Краснодаре на 17 процентов, по сравнению с августом 2022-го, вырос спрос и на обычных нянь. Многие из них имеют высшее педагогическое и психологическое образование, а также стаж работы в школах и детских садах. В зависимости от опыта работы специалиста и перечня услуг цена за один час работы может сильно варьироваться. В среднем по стране услуги няни стоят от 250 рублей в час.

Дороже всего няни обойдутся в Москве, Сочи и Санкт-Петербурге - в этих городах средняя цена за час составляет 450-500 рублей. Дешевле всего можно получить такую услугу в Ульяновске и Тольятти - 200 рублей за час. Также на цену влияет и место жительство няни - если она живет далеко, возможно, придется покрывать расходы на транспорт или бензин, однако сегодня с помощью онлайн-платформы можно найти специалиста, проживающего в том же районе или даже в соседнем доме.