Безумие приковало его к больничной койке. Норильского "Папу" показали в "Галёрке"

На сцене "Галёрки" продолжаются гастроли Норильского Заполярного театра драмы имени Владимира Маяковского. В рамках проекта "Большие гастроли - 2023" 8 сентября на сцене "Галёрки" показали пробирающую до мурашек драму "Папа" (12+). Это история об отце, который из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера теряет здравый рассудок, а вместе с тем и всех, кто ему дорог. В основу легла пьеса француза Флориана Зеллера, которая не только множество раз ставилась в театрах, но и экранизировалась. Одной из известных адаптаций в кино стал фильм "Отец" (2020) (18+) с Энтони Хопкинском в главных ролях. Кстати, главным режиссёром спектакля стала Анна Бабанова. Десять лет назад она ставила в Омском академическом театре драмы и в театре-студии А. Гончарука, поэтому, возможно, вы уже знакомы с её творческим почерком. На кровати спиной к зрителям сидит пожилой Андре (Сергей Ребрий). Он увлечён виртуозной игрой на виолончели девушки с экрана телевизора. Этот небольшой рефрен дважды повторяется в спектакле. Просмотр ТВ прерывают крики взбудораженной дочери Анны (Евгении Хитриной), которая вот-вот собирается уезжать в Париж… или всё таки в Лондон… или вообще никуда не собирается. Конфабуляции (когнитивная ошибка, при которой пробелы в памяти человека заполняются выдуманной ситуацией - прим. ред.) то и дело смешиваются с реальностью, и Андре уже не может понять, где правда, а где ложь. Одно мы знаем точно - дочь пришла, потому что её отец в тысячный раз изводит очередную сиделку. Он обвиняет её в воровстве часов, которые загадочным образом исчезли. Однако дочь довольно быстро находит пропажу в тайнике отца и возвращает их ему. Несмотря на то, что 80-летний старик полон сил и здоров физически, его способность здраво мыслить и запоминать события постепенно угасает. Именно поэтому изо дня в день раздражённый мужчина то теряет, то ищет по дому свои часы и в который раз спрашивает у возлюбленного дочери - хозяина квартиры: "Кто вы и что делаете у меня дома?" Смена декораций под пронзительный крик скрипок знаменует наступление нового дня. Вместе с ними на сцене перемещаются и большие прямоугольные белые полотна. На них мы видим чёрно-белые проекции - снимки маленьких дочерей Андре и его самого в молодости. Каждая такая смена - напоминание зрителям и герою о том, что болезнь не дремлет и продолжает поражать головной мозг, уже давно подписав старику страшный приговор. Всю действительность мы видим глазами главного героя. Но так как возможности театра ограничены, метаморфозы и исчезновения людей немного комичны. Однако они не делают постановку хуже, а напротив добавляют ей юмора. Так, Андре, убеждённый в том, что на кухне находится муж Анны, который готовит курицу, оборачивается, чтобы проверить, что не сошёл с ума, и доказать свою правоту. Но когда отец оглядывается назад, мы видим, как мужчина, разделывающий птицу, успевает нырнуть под столешницу. И Андре ничего не остаётся, как признать свою ошибку. Вот такие театральные спецэффекты. С каждым днём отец Анны становится всё более невыносимым, и от всем знакомого Андре остается лишь оболочка. Дочь долго жертвует собой и своим счастьем ради буквально живого трупа. Мы видим её терзания и личную трагедию. Теперь разговоры с отцом сводятся к постоянному поиску вещей или попыткам вспомнить людей, которые его окружают. Не выдержав, она наконец прислушивается к возлюбленному и решает отдать отца в пансионат. Болезнь парализует старика и приковывает его к больничной койке (к слову, к той же кровати, на которой он сидит в начале в своей комнате) и инвалидной коляске. Теперь Андре смотрит на виолончелистку в стенах дома для престарелых (тот самый рефрен). Вообще на протяжении всего спектакля декорации практически статичны. Иногда меняется их месторасположение и количество. А белая гамма в мебели будто с самого начала намекает на специализированные учреждения для душевнобольных. Несмотря на драматичность истории, постановка пестрит чёрным, едким юмором. Ведь мы не раз слышим от дочери Анны, что Андре "с характером". Вот, например, один из разговоров медсестры и отца: - Вот ваши любимые синие таблеточки! Вы же так их любите, посмотрите, какой красивый цвет! - Лора, вы монашка? - Нет. - Тогда почему вы разговариваете со мной, как с помешанным! Синие таблеточки, синие таблеточки! - Простите... - Это неприятно. Сами поймёте, когда будете в моём возрасте. А наступит он очень скоро. Последняя сцена в спектакле: Андре плачет, сидя в коляске, и зовёт маму. Полная беспомощность, обезличенность, потеря близких и связи с реальностью. Болезнь в конце концов одержала верх над стариком. Спектакль "Папа" отрезвляет и заставляет снова переосмыслить ценность человеческой жизни, разделяя её на до и после. Если работа режиссёра запала вам в душу, то вам наверняка понравится леденящая душу постановка о заключённых Норильлага, которые считаются первыми артистами, основавшими Норильский Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского. Фото: Александр Харитонов

Безумие приковало его к больничной койке. Норильского "Папу" показали в "Галёрке"
© Омск Здесь