Тихий убийца за партой: как понять, что ребенок на грани нападения на школу
В Ростовской области школьник напал с ножом на педагогов. Инцидент произошел в Краснодесантской школе. Причиной агрессивного поведения подростка стали плохие оценки. «Вечерняя Москва» решила выяснить, почему в российских школах продолжает происходить скулшутинг и как определить, что учащийся на это способен.
Предпосылки
По словам психолога Евгения Фомина, предпосылками к скулшутингу являются разные обстоятельства и не всегда они связаны с социальным статусом школьника, который решил взяться за оружие.
— Давно доказано, что скулшутеры — это преимущественно ребята, которые переживали социальную изоляцию. Причины могли быть разные: отличные от большинства сверстников увлечения или внешность, неблагоприятная семья, наличие болезни или каких-либо физиологических признаков. Даже плохие внешние данные, которые нередко становятся причиной для буллинга — все это тоже весьма серьезная для жертвы причина пойти на преступление, — перечислил собеседник «ВМ».
Среди дополнительных причин, которые могут привести к решению совершить вооруженное нападение на учебное заведение психолог выделил следующие:
- психологические травмы;
- психические заболевания;
- негативное отношение к ребенку со стороны родителей;
- буллинг и абьюз в отношении ребенка со стороны родственников: братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки;
- влияние социальных институтов, соцсетей и видеохолдингов, где проповедуется культ «треш-контента», стирающего морально-этические черты;
- влияние тематических фильмов и массовой культуры, которые искусственно идеализируют терроризм.
Яркие признаки
По словам психолога Евгения Фомина, несмотря на то, что сегодня даже в сельских образовательных учреждениях появился кабинет психолога, дети с явными ментальными проблемами, посещать его особо не спешат.
— Даже взрослый и осведомленный человек редко это делает, чего ожидать от подростка, у которого нет авторитетов и он полон нигилизма? Ведь, сходить к психологу — это признать, что у тебя есть проблема, ты болен, а это, знаете ли, дело не особо приятное, — отметил собеседник «ВМ».
Когда у подростка возникает чудовищная мысль, связанная со скулшутингом (вооруженное нападение, проводимое в учебных учреждениях, применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений — Прим. «ВМ»), в его поведении начинаются различные метаморфозы. Школьник, в некоторой степени, становится своей полной противоположностью, отметил психолог.
— Поведенческий нрав меняется. Если раньше ребенок был добрым, он становится злым. Прежде отличался открытостью и коммуникабельностью? Теперь же замкнулся и избегает общения. На эти признаки стоит обратить внимание и непременно поговорить с ним, дабы узнать, что происходит в его душе, и с чем связаны такие перемены, — порекомендовал Фомин.
Причем, неважно, кто будет вести диалог — педагог, родитель, школьный психолог или одноклассники. В интересах всех, как можно раньше выяснить, какая недобрая мысль прокралась в голову такого учащегося, заметил специалист.
В свою очередь семейный психолог Владимир Зберовсий назвал признаки, которые уже явно сигнализируют о том, что стоит обеспокоиться:
- Посты в соцсетях, одобряющие терроризм или культивирующие ненависть к школе — это уже повод признать, что у ребенка явные проблемы.
- Если он часто говорит о том, что ненавидит свой класс, учителей, учебное заведение, желает, чтобы это место исчезло или сам готов к этому делу приложить руку
- Если школьник внезапно увлекся стрельбой, начал посещать тир, изучает огнестрельное оружие или взрывчатые средства.
— Ошибка многих взрослых и сверстников заключается в том, что они с иронией относятся к подобным заявлениям и увлечениям. В такие моменты нужно бить в колокола, иначе ситуация перейдет в точку невозврата и тогда исправить все будет невозможно, — предупредил Зберовский.
В то же время эксперт отметил, что многочисленные исследования, проводимые в США, где проблема скулшутинга очень актуальна, показали, что нельзя точно выделить определенный тип учащегося, склонного к такого рода преступлениям. Следовательно, каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, заключил психолог.