В Воронеже выставили рисунки известного актера Сергея Дрейдена
Миниатюрные работы артиста, который был не только легендой сцены, но и интересным художником, привезли в галерею Камерного театра. Выставка "Моя жизнь в картинках" будет доступна зрителям до 29 октября.
Сергей Дрейден (14.09.1941-08.05.2023) много лет работал в театрах Санкт-Петербурга и Москвы, ездил по Союзу с моноспектаклями и экспериментальными постановками. Снимался в кино - можно вспомнить, например, комедии "Фонтан" и "Окно в Париж" Юрия Мамина, "Русский ковчег" Александра Сокурова.
Последней - и выдающейся! - работой Дрейдена в театре была роль Ивана Ильича Туба в спектакле Андрея Могучего "Три толстяка. Эпизод 7. Учитель". Этот спектакль - горькая рефлексия на тему кумиров и поклонников, преданности и предательства - шел в БДТ до смерти артиста. Воронежцы могли видеть фантасмагорическую постановку в записи - на сетевых платформах или в кинотеатре "Спартак".
Сюжет и сценографию там во многом определил рисунок Сергея Симоновича "Рождественская ель в 1949 году". Автор отразил в нем свою детскую любовь к Вождю, из-за произвола которого его отец отбывал срок в лагере как "враг народа". Тему развивает картинка "Караул": март 1953-го, маленький Сережа вырезал из "Огонька" портрет Сталина, повесил на него траурную ленту из пишущей машинки, положил на стул атласную подушку - изголовье. Художник пояснил: "На мне бескозырка, в руках двустволка. Стою, замерев, два часа. На столе письмо от отца, обратный адрес: "Кемеровская область, Мариинская система, почтовый ящик №…"
Эту и другие "вспоминательные картинки", как их называл Дрейден, теперь можно рассмотреть в Воронеже. Они подчеркнуто детские по форме, но выполнены со взрослым мастерством. Дома на них плоские, как декорации, а в положении предметов и людей часто кроется интрига. К счастью, актер оставил емкие и теплые пояснения, благодаря которым картинки можно развернуть в своем воображении в микрофильмы о другой, канувшей в небытие жизни.
Например: "По нашей улице зимой и летом ездил автобус № 14. Прошло 50 лет, а он до сих пор ездит у меня в голове. И двери у него открываются особенно, как у трамвая, который называли "американка". Или вот: "С мамой и тетей Женей едем на кладбище, где "спят" бабушка, дедушка, мой брат Шура. А по нашей улице едут старинные похоронные дроги, идут старинные люди в старых пиджаках, кружевах и пахнет от них старинно. А навстречу на грузовике с откинутыми бортами ведут красный гроб, идут оркестранты, люди несут на подушечках медали умершего".
Сергей Дрейден рисовал с детства, постоянно и, по собственному признанию, поддерживал этим свою страсть к воображению, когда "убегал" в другие профессии. Картинки помогали ему "подобраться к новой игре", прежде чем в его жизни снова возникал театр.
"Возможность и способность к воображению для него была самым главным в творчестве артиста. И в себе он это качество культивировал", - рассказала вдова актера, президент петербургского арт-центра "Борей" Татьяна Пономаренко.
Сам Дрейден отмечал, что он "только рисующий артист, а никакой не играющий художник" и "доволен таким положением".
"Клянусь, ни с кем из художников не соревнуюсь. Слава Богу, выбор большой - есть кого любить. Я бы хотел, чтобы все рисовали весело и с душой, даже самые грустные картинки", - подчеркивал мастер.
Отбирая работы для выставки, его вдова нашла рисунок "Воронеж. Съезд", сделанный на гастролях в 1986 году, и подарила эту работу Камерному театру в честь его 30-летия.