В новом спектакле артисты РАМТ вспоминают о сложившемся и несбывшемся
Первый спектакль Марины Брусникиной в качестве недавно назначенного главного режиссера Российского академического молодежного театра - точный и бесспорный выбор. Видимо, автор идеи и продюсер Виктор Панченко подсказал этот беспроигрышный ход: вербатим, то есть документальные воспоминания возрастных артистов о себе и выборе профессии, о детстве, родителях, несыгранных (или сыгранных) ролях... Получилось своего рода приношение памяти, признание в любви к призванию.
Драматург Андрей Стадников оформил мемуары артистов в трехчастное действие. В результате спектакль "Здесь дом стоял" обрел стройность и внятность. В прологе зрителей рассаживают в интерьере как бы коммунальной квартиры: "бабушкин" шифоньер, устаревшие игрушки, радиотарелка... Из репродуктора звучат позывные передачи "С добрым утром!" и бодрый голос диктора. Ах, мало кто знает, что этот диктор - Галина Новожилова - тоже была актрисой РАМТа.
Актеры наперебой принимаются вспоминать приметы (точнее, предметы) своего детства и юности: как смотрели первый телевизор КВН, как доставали дефицит, какими игрушками играли. Все это напоминает кадры популярнейшей когда-то телепередачи "Старая квартира", с ее восстановлением коллективной памяти поколения.
Но второй акт спектакля - совсем иной. Затянутые белыми чехлами фрагменты декорации - как бледные призраки былого. Артисты по очереди появляются среди них и рассказывают о себе. Как причудливо вились их биографии, прежде чем время собрало этих людей в одну творческую труппу!
Киевлянин Владимир Василенко познал первую кинославу в 13 лет: его пригласили участвовать в фильме "Сказка о Мальчише-Кибальчише". В родном городе шустрого артистичного пацана вообще не обходили вниманием - скольким сильным мира сего он вручал на трибунах букеты: от генерала де Голля до Никиты Хрущева!
С видом на Трубную площадь прошло детство коренного москвича Алексея Блохина. По его собственному признанию, он, "маменькин сынок, рос, как кактус, на подоконнике": бабушка сшила тюфячок, и вот на этом тюфячке мальчишка наблюдал такую разнообразную заоконную жизнь.
Из этих лоскутиков, курьезных и трагических историй, и сшито полотно творческих поисков
Дети высокопоставленных чиновников и интернатские полусироты, сыновья и дочери очень разных родителей, с разным стартовым капиталом и принципами воспитания, они вспоминают свой путь в профессию одинаково отчетливо.
Для Ларисы Гребенщиковой это были книги: живя в интернате, она могла даже заночевать в библиотеке, чтобы не отрываться от запойного чтения. Ольга Гришова помнит, как вся ее многочисленная родня, собравшись в бабушкином доме на праздниках, пела, плясала и представляла какие-то сценки. Именно тогда девочка поняла: для того, чтобы быть счастливой, надо все время петь, танцевать и переодеваться в разные персонажи. А Юрий Григорьев, знакомый многим зрителям как один из ведущих передачи "Спокойной ночи, малыши!", вспоминает, как любил после спектакля в опустевшем театре выйти на темную сцену и, глядя в бездну зрительного зала, самому себе читать вслух любимые стихи... Из этих лоскутиков, из этих обрывков автобиографий, курьезных и трагических историй, и сшито полотно творческих поисков.
Впрочем, эти истории, наверное, так и остались бы милыми актерскими посиделками, если бы не финал спектакля.
Чехлы с декораций сброшены, перед нами - обнаженные фрагменты сценографии разных спектаклей: башни и звезды, кресты и памятники, высотки, профиль Пушкина, какое-то колесо... А артисты, переодевшись в сценические костюмы, играют перед нами сцены из спектаклей - это роли, которые им так хотелось, но не довелось сыграть, или любимые, игранные когда-то, или забытые, ушедшие из репертуара...
И становится очевидным: детские мечтания и слезы, упования и надежды, и даже мягкая алма-атинская пыль под босыми ногами - все было не зря, все, перекипая, питало это таинство - искусство.
Кстати
Спектакль Марины Брусникиной "Здесь дом стоял" можно увидеть в Российском академическом молодежном театре 21 и 25 сентября.