На Кубани приемная мать вывезла и спрятала ребенка за границей

Ребенку лучше воспитываться с родной мамой. На этот счет существует масса исследований, но и без них понятно: кровные узы заменить трудно. К сожалению, они не всегда прочные. Да и родные мамы, случается, попадают в трудные ситуации. Тогда на помощь приходит приемная семья, куда уполномоченные органы определяют ребенка. Временно, пока все не наладится. Однако близким родственникам, в том числе маме, порой приходится прикладывать колоссальные усилия, чтобы вернуть родное дитя. Корреспондент "РГ" разбиралась в двух подобных ситуациях.

На Кубани приемная мать вывезла и спрятала ребенка за границей
© Российская Газета

У семьи К. из столицы Кубани на это ушло три года - столько продолжалась судебная тяжба. Гражданское дело ходило по инстанциям, пока не вернулось в крайсуд. С весны здесь по второму кругу рассматривался иск Управления по вопросам семьи и детства города Краснодара в отношении родителей маленькой девочки: ведомство просило ограничить маму в родительских правах, а папу и вовсе - лишить их. И хотя поданный иск был рассмотрен Советским районным судом без участия отца, три года назад его удовлетворили в полном объеме. С тех пор кровные родственники малышки добивались отмены решения и возвращения ребенка.

Это весьма поучительная история. Мама девочки - член большой русской семьи, переехавшей в Краснодар из Узбекистана. Здесь выяснилось, что она - носительница ВИЧ. Говорят, заразилась в медучреждении еще до появления на Кубани. Врачам удалось остановить негативное развитие болезни, и молодая женщина вышла замуж. В середине 2018 года на свет появилась здоровая малышка. Но когда девочке было 1,5 года, между родителями случился конфликт, после которого отец ушел из семьи и уехал на заработки в другой регион, а мама с депрессией попала в лечебное учреждение. Оставшись с внучкой на руках, бабушка запаниковала: что делать? За советом пошла в органы опеки. А там предложили... отдать девочку в дом малютки. Мол, бабушка не имеет постоянной работы, мужа нет, поэтому опекуном быть не может. Выход нашелся в виде чужой тети, предложившей свои услуги. У нее имелся и заработок, и супруг, а вот детей не было.

За всю деятельность краевого уполномоченного по правам ребенка это первый случай вывоза за границу и удержания приемных детей

- Женщина меня убедила, что движима стремлением помочь, - говорит 50-летняя бабушка. - В управлении по вопросам семьи и детства заверили, что опеку оформят временно, пока не соберу необходимые документы. Я и решила: лучше отдать внучку "доброй женщине", чем определять в Дом малютки.

Дальнейшие события развивались стремительно. Дома у потенциальной опекунши с участием чиновницы бабушка подписала добровольный отказ от опеки, хотя при наличии живых родителей и отсутствии правовых оснований не имела на это права. В общем, приемная мама стала получать пособие, а кровных родителей обязали платить алименты (по 10 398 рублей с каждого). Когда родная мама выписалась из больницы, а папа вернулся в семью, оба были шокированы. К тому же новоиспеченная "мама" практически полностью пресекла их общение с девочкой. Два года они добивались отмены вердикта Советского райсуда. В апреле 2021-го Апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда с ним согласилась, но в мае уже 2022 года Четвертый кассационный суд отменил это решение, указав на допущенные серьезные нарушения и направив гражданское дело на новое рассмотрение.

Назначенная экспертиза подтвердила, что состояние здоровья мамы позволяет воспитывать родную дочь. К тому же у девочки есть и другие родственники, в том числе бабушка. Зачем, спрашивается, было отдавать ее другому человеку да еще с компенсацией из казны расходов на ребенка и выплатой опекуну вознаграждения за оказание услуг по воспитанию? Все это крайсуд учел при повторном рассмотрении дела, состоявшемся с участием уполномоченного по правам ребенка по региону. Недавним решением Апелляционной коллегии по гражданским делам Управлению по вопросам семьи и детства администрации Краснодара отказано в удовлетворении заявленного еще в 2020 году иска (все это время здесь пытались доказать, что правомерно передали ребенка абсолютно постороннему человеку при наличии кровных родственников). Девочка - ей уже пять лет - наконец вернулась в родную семью.

...А вот мама четырехлетнего Матвея, переданного в свое время в приемную семью под временную опеку, даже не знает, где сейчас ее сын. В полном отчаянии она поведала "РГ" шокирующую историю. С разрешения женщины мы называем имена ее действующих лиц и надеемся, что это поможет найти Матвея и еще троих детей, исчезнувших вместе с ним.

Жительница Курганской области Ольга Кирьянова попала в заключение, когда сыну еще не было двух лет. После ее ареста бабушку мальчика парализовало, и ребенка забрали органы опеки. Несколько месяцев он находился в Доме малютки Кургана, затем его отдали в приемную семью из Краснодара. Почему малыша отправили так далеко при наличии родной мамы, не лишенной родительских прав, остается загадкой. По словам женщины, вышедшей из колонии досрочно в феврале, все эти два года она старалась не терять с сыном связь. Когда выяснилось, что его отвезли на Кубань, через местного детского омбудсмена узнала телефон приемной мамы. Ею оказалась некая Татьяна Левкович, проживавшая в то время в пригородной станице Елизаветинской вместе с четырьмя приемными детьми. Трое из них - круглые сироты, а один, тот самый Матвей, - родительский. По словам его мамы, она, пока находилась в колонии, несколько раз созванивалась с опекуном, интересовалась, как растет ее сын. Та неохотно, но отвечала.

- В последний раз мы говорили в августе прошлого года, - рассказывает Ольга Кирьянова. - После этого ее телефон стал недоступным. В феврале я вышла из колонии и собралась ехать за сыном. Позвонила в органы опеки Краснодара, направила им документы об освобождении. Меня попросили позвонить позже. А когда я это сделала, как обухом по голове ударили: сообщили, что сына моего в Краснодаре нет.

Как теперь выясняется, еще 15 августа 2022 года вместе со всеми четырьмя детьми, трое из которых - инвалиды, приемная семья выехала за пределы РФ якобы с целью их медицинского обследования. Органы опеки гражданка Левкович уведомила об этом лишь в октябре, не уточнив сроки своего возвращения. А в конце декабря сообщила, что вместе с детьми находится в Латвии. Направили запрос: оказалось, по указанному адресу их не было и нет.

За помощью в поисках сына Ольга Кирьянова обратилась в аппарат уполномоченного в Краснодарском крае. Детский омбудсмен направила запросы во все силовые структуры. Но на след детей пока никто не вышел. Как стало известно, Управление по вопросам семьи и детства Краснодара обратилось в суд с исковым заявлением о возвращении на территорию РФ незаконно удерживаемых за границей детей.

Остается лишь надеяться, что они живы...

Комментарий

Татьяна Ковалева, уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае:

- Мне хорошо известны эти ситуации, поскольку обе матери обращались за содействием в возвращении своих детей в семью. В первом случае были не только изучены все документы, но я также лично общалась с родителями девочки, ее близкими родственниками, посещала семью по месту жительства, принимала участие в судебных заседаниях, в том числе по вопросу определения порядка общения матери и бабушки с ребенком во время его проживания с приемной матерью. Кроме того, в интересах ребенка инициировала заключение мирового соглашения между сторонами. Однако кровным родителям впереди еще предстоял долгий путь по возвращению дочери в семью, который они все вместе терпеливо прошли. Можно только представить силу материнской любви, которая помогала в течение трех с половиной лет не сломиться, пройти не только множество судебных заседаний, но и две судебные экспертизы в условиях стационара. Конечно, в подобных ситуациях кровные родители нуждаются и в правовой помощи, и в психологической поддержке, прежде всего со стороны семейного окружения, общества.

Известие о вывозе приемной матерью несовершеннолетнего Матвея за пределы Российской Федерации вызвало серьезную тревогу, тем более что помимо Матвея у приемной матери, супруг которой является гражданином Украины, воспитывались еще дети. За всю деятельность регионального уполномоченного по правам ребенка это первый случай вывоза за границу и удержания приемных детей. Считаю это недопустимым! И полагаю, что в целях обеспечения безопасности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях, а также предотвращения подобных случаев необходимо на законодательном уровне урегулировать вопрос свободного перемещения приемных родителей с детьми за пределы РФ в условиях сложившейся международной обстановки.